Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №4 Значение музыки в формировании художественной картины мира и духовного мира личности
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Значение музыки в формировании художественной картины мира и духовного мира личности

Шишлянникова Нина Петровна

DOI: 10.23951/2307-6127-2023-4-60-67

Информация об авторе:

Шишлянникова Н. П., доцент, доктор педагогических наук, профессор, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (пр. Ленина, 90, Абакан, Россия, 655017). E-mail: presto200@yandex.ru

Обозначена проблема обеспечения направленности современного общего образования на гармоничное развитие личности за счет достижения баланса в учебных планах между предметами, формирующими научную и художественную картины мира. Рассмотрены особенности научного и художественного познания, их значение в формировании единой картины мира. Дано определение художественной картины мира как специфической формы воспроизведения объективной реальности в художественных образах различных искусств. Рассмотрены мировоззренческие аспекты музыки. Приведены данные анкетного опроса и эссе учащихся о значении музыки в их жизни, полученные в конце седьмого года обучения.

Ключевые слова: картина мира, образование, искусство, музыка, дети, восприятие, переживание, художественное творчество, духовность

Библиография:

1. Сайбединов А. Г., Кузнецова Л. В., Герасименко Т. Б. Воспитательные возможности реализации концепции эмоционального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4 (44). С. 7–15. doi: 10.23951/2307-6127-2022-4-7-15

2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 959 с.

3. Лебедев С. А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический проект, 2004. 320 с.

4. Черниговская Т. В. Публичная лекция в SAFUniversity. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dovFWi3oFOY (дата обращения: 05.03.2023).

5. Медушевский В. В. Сущность и специфика музыки // Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. С. 64–76.

6. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н., Адаскина А. А., Чубук Н. Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод. пособие. Дубна: Феникс+, 2006. 112 с.

7. Соколков Е. А., Кондратенко А. П., Буланкина Н. Е. Проблемы интеграции гуманитарного и естественно-научного знания в современном образовании. М.: Университетская книга, 2008. 192 с.

8. Рачина Б. С. Эволюция воззрений на музыку как универсальный язык человечества и ее представленность в системе общего музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7, № 2. С. 144–154. doi: 10.31862/2309-1428-2019-7-2-144-154

9. Гажим И. Переживание музыки как квинтэссенция музыкального опыта // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 3. С. 18–26.

10. Щербакова А. И. Музыка и музыкальное образование как фактор духовно-нравственного обновления общества // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 1. С. 17–21.

11. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство»: избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М.: Компания Спутник +, 2004. 253 с.

12. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. 3-е изд. М.: Детская литература, 1989. 238 с.

shishlyannikova_nina_petrovna_60_67_4_50_2023.pdf ( 349.32 kB ) shishlyannikova_nina_petrovna_60_67_4_50_2023.zip ( 341.96 kB )

Выпуск: 4, 2023

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Страницы: 60 — 67

Скачиваний: 675

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ