Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №4 Диалоговый тренажер как средство формирующего оценивания
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Диалоговый тренажер как средство формирующего оценивания

Ледовская Татьяна Витальевна, Морозов Андрей Сергеевич, Солынин Никита Эдуардович

DOI: 10.23951/2307-6127-2023-4-141-152

Информация об авторе:

Ледовская Т. В., кандидат психологических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ул. Республиканская, 108/1, Ярославль, Россия, 150000). E-mail: karmennnn@yandex.ru Морозов А. С., руководитель лаборатории, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ул. Республиканская, 108/1, Ярославль, Россия, 150000) E-mail: andreimorozov.yspu@gmail.com Солынин Н. Э., кандидат психологических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ул. Республиканская, 108/1, Ярославль, Россия, 150000). E-mail: sonik7-39@yandex.ru

Показано, что в современной ситуации развития системы образования необходимы новые способы оценивания, благоприятствующие реализации принципов динамики, развития и накопления опыта, расширения образовательных результатов обучающимися. Формирующее оценивание оказывается очень эффективной технологией, так как является одним из вариантов, который применим при обучении на разных уровнях образования, специалистов разного профиля, способствует развитию личности и деятельности участников образовательных отношений, так как построен на принципе обратной связи. Отмечается, что принцип диалоговости максимально отвечает тем задачам, которые приходится решать в условиях новых ФГОС учителям и преподавателям высшей школы. Представлены результаты применения диалоговых тренажеров, разработанные авторским коллективом, для формирования и оценки уровня освоения универсальных педагогических компетенций, которые позволяют говорить о том, что отсутствуют различия по регионам. Также результаты не зависят от контингента учащихся и квалификации преподавателей, что является показателем их устойчивости и надежности. Значимые различия по курсам, позволившие выявить закономерность в увеличении времени решения и, соответственно, более высоких баллах от первого курса к четвертому, позволяют говорить о возможности тренажера отследить развитие компетентности будущих педагогов, формирование у них ответственности и более серьезного отношения к педагогическим ситуациям. Таким образом, диалоговые тренажеры являются эффективным средством формирующего оценивания, потому что являются интерактивными, содержат в себе обратную связь, в них заложены элементы, мотивирующие студентов к дальнейшему профессиональному развитию.

Ключевые слова: универсальные педагогические компетенции, формирующее оценивание, педагогическое образование, диалоговый тренажер, обратная связь

Библиография:

1. Ценности педагогического образования: история и современное состояние / Л. Н. Данилова, Т. В. Ледовская, Д. С. Молоков и др.; под науч. ред. А. М. Ходырева. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2020. 175 с.

2. Ходырев А. М. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности // Ярославский пед. вестник. 2020. № 2 (113). С. 34–40.

3. Харисова И. Г., Макеева Т. В., Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 5. С. 7–26.

4. Brún A. De, Rogers L., Drury A. Gilmore, B. Evaluation of a formative peer assessment in research methods teaching using an online platform: A mixed methods pre-post study // Nurse Education Today. 2022. Vol. 108. Р. 105166.

5. Koh L. C. Academic staff perspectives of formative assessment in nurse education // Nurse Education in Practice. 2010. Vol. 10, Iss. 4. P. 205–209.

6. Otto H. E., Mandorli F. Advancing formative assessment in MCAD education: The visual analytics of parametric feature-based solid models // Advanced Engineering Informatics. 2021. Vol. 48. Р. 101308.

7. Pla-Campas G., Arumí-Prat J., Senye-Mir A. M., Ramírez E. Effect of Using Formative Assessment Techniques on Students’ Grades // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 228. P. 190–195.

8. Gulikers J. T. M., Biemans H. J. A., Wesselink R., van der Wel M. Aligning formative and summative assessments: A collaborative action research challenging teacher conceptions // Studies in Educational Evaluation. 2013. Vol. 39, Iss. 2. P. 116–124.

9. Gikandi J. W., Morrow D., Davis N. E. Online formative assessment in higher education: A review of the literature // Computers & Education. 2011. Vol. 57, Iss. 4. P. 2333–2351.

10. Yan Z., Chiu M. M., Cheng E. C. K. Predicting teachers’ formative assessment practices: Teacher personal and contextual factors. // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 114. Р. 103718.

11. Yang A. C. M., Flanagan B., Ogata H. Adaptive formative assessment system based on computerized adaptive testing and the learning memory cycle for personalized learning // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022. Vol. 3.

12. Veugen M. J., Gulikers J. T. M., den Brok P. We agree on what we see: Teacher and student perceptions of formative assessment practice // Studies in Educational Evaluation. 2021. Vol. 70. Р. 101027.

13. Sullivan P., McBrayer J. S., Miller S., Fallon K. An Examination of the use of computer-based formative assessments // Computers & Education. 2021. Vol. 173. P. 178–202.

14. Say R., Visentin D., Cummings E., Carr A., King C. Formative online multiple-choice tests in nurse education: An integrative review // Nurse Education in Practice. 2022. Vol. 58. Р. 103262.

15. Hansen G. Formative assessment as a collaborative act. Teachers` intention and students` experience: Two sides of the same coin, or? // Studies in Educational Evaluation. 2020. Vol. 66. Р. 100904.

16. Zainuddin Z., Shujahat M., Haruna H., Chu S. K.W. The role of gamified e-quizzes on student learning and engagement: An interactive gamification solution for a formative assessment system // Computers & Education. 2020. Vol. 145. Р. 103729.

17. Лебедева Т. Н. Диалоговые тренажеры в образовании // Актуальные проблемы развития общего и высшего образования: XVIII межвузовский сб. науч. тр. Челябинск: Край Ра, 2022. С. 232–239.

18. Кочубей А. В., Кочубей В. В. Эффективность компьютерного диалогового тренажера в образовательном процессе организаторов здравоохранения // Виртуальные технологии в медицине. 2017. № 1 (17). С. 46–47.

19. Артюхина М. С. Особенности современных средств обучения в контексте интерактивных технологий // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 2. С. 76–81.

20. Molin F., Bruin A. de, Haelermans C. A conceptual framework to understand learning through formative assessments with student response systems: The role of prompts and diagnostic cues // Social Sciences & Humanities Open. 2022. Vol. 6, Iss. 1.

ledovskaya_tatyana_vitalyevna_141_152_4_50_2023.pdf ( 445.09 kB ) ledovskaya_tatyana_vitalyevna_141_152_4_50_2023.zip ( 432.25 kB )

Выпуск: 4, 2023

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 141 — 152

Скачиваний: 847

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ