Ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-4-162-169
С каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Появление в семье таких детей накладывает отпечаток на состояние родителей, вселяет в них тревогу и страх за будущее ребенка. В подобных семьях наблюдаются дезинтеграционные социальные процессы, не способствующие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем семью можно рассматривать как ресурс в развитии ребенка с ОВЗ. Учитывая, что многие родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют типичные особенности, было проведено исследование психологических характеристик родителей: ценностей, смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью. Были использованы следующие методики: Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина); «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised – PVQ-R; Ш. Шварц и др.; модификация К. В. Сугоняева), где рассматривались метаценности «Открытость изменениям» и «Сохранение»; Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Результаты исследования свидетельствуют о том, что ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, существенно отличаются от аналогичных психологических характеристик родителей, воспитывающих здоровых детей. Полученные результаты показывают, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ, нуждаются в комплексной, адресной психологической помощи. Результаты исследования могут быть использованы специалистами при проектировании программ психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, родители, ресурс, ценности, смысложизненные ориентации, удовлетворенность жизнью
Библиография:
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. М.: Юрайт, 2023. 332 с.
2. Калинина С. В., Моисеева А. А. Повышение реабилитационного потенциала семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе ресурсного подхода // Вестник Новгородского гос. ун-та. 2016. № 5 (96). С. 47–49.
3. Галасюк И. Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9 (53). С. 627–643.
4. Маркова С. В. Влияние личностного развития родителей на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. Вып. 1 (29). С. 64–72.
5. Дьячкова Е. С., Баяндина Т. В. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью // Медицинская психология в России. 2021. № 3 (68). С. 1–7.
6. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
7. Сугоняев К. В. Исследование психометрических характеристик «Опросника ценностных портретов» Ш. Шварца в адаптации В. Карандашева и его доработка // Актуальные проблемы эргономики, обитаемости и психологического сопровождения персонала объектов специального назначения: материалы II межотрасл. науч.-практ. конф., 8 декабря 2016 года, г. Одинцово Московской области / под ред. С. Е. Таразевича. Королев: ПСТМ, 2018. С. 186–198.
8. Schwartz S. H. An overview of the Schwartz theory of basic values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2 (1). P. 1–20.
9. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1 (155). С. 117–142.
10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
Выпуск: 4, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 162 — 169
Скачиваний: 416