Модель интеграционно-образовательного кластера в системе среднего медицинского профессионального образования Томской области
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-27-35
Кластерный подход в современном российском образовании является актуальнейшей тенденцией развития последнего десятилетия. Идет разработка теоретических и методологических оснований, формирование методологического инструментария и условий повышения эффективности этого процесса. Представлено исследование по проблеме использования кластерного подхода для решения актуальной профессионально-образовательной и социально-экономической задачи квалифицированной подготовки и закрепления на рабочем месте среднего медицинского персонала для крайне отдаленных населенных пунктов от областного центра, а именно: северо-западная точка Томской области – г. Стрежевой, а также самые удаленные от г. Томска населенные пункты – с. Александровское и г. Кедровый. Цель публикации – теоретическое обоснование использования кластерного подхода в системе среднего профессионального медицинского образования Томской области, описание первичных результатов создания и апробации и рекомендации к применению в других регионах. Исследование включало теоретические и эмпирические методы исследования. Проведено теоретическое уточнение понятия «Интеграционно-образовательный кластер» в системе СПО, показаны теоретические аспекты реализации приоритетных тенденций государственной политики в сфере профессионального образования, реализована модель интеграционно-образовательного кластера системы среднего медицинского профессионального образования Томской области «Здравоохранение». Системообразующим элементом кластера является Томский базовый медицинский колледж (ТБМК).
Ключевые слова: интеграция, интеграционно-образовательный кластер, субъект кластеризации, среднее медицинское профессиональное образование, кластерный подход
Библиография:
1. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
2. Вахрушева Н. И. Образовательный кластер как форма инновационного развития региона // Вестник Владивостокского гос. ун-та экономики и сервиса. 2014. № 5. С. 5–8. URL: https://ug.ru/klasternyj-podhod-vintegraczii/ (дата обращения: 23.11.2022).
3. Шарай Н. Кластерный подход в интеграции // Учительская газета. URL: https://ug.ru/klasternyj-podhod-vintegraczii/ (дата обращения: 23.11.2022).
4. Tieman R. Education clusters: Universities use reforms to remove barriers // Financial Times. 2009. December URL: http://www.ft.com/cms/s/0/93558644-e90f-11de-a756-00144feab49a.html#axzz32LThUxTe (дата обращения: 07.12.2022).
5. Корчагина Н. А. Концептуальные основы реализации кластерной политики на территории российских регионов // Научные ведомости. 2009. № 15 (70). С. 5–13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnyeosnovy-realizatsii-klasternoy-politiki-na-territorii-rossiyskih-regionov-1/viewer (дата обращения: 05.07.2022).
6. Ковалева Т. Ю. Сравнительный анализ трактовок и моделей формирования образовательных кластеров // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. 2014. № 4. С. 155–163.
7. Марков Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. 300 с.
8. Кластеризация в современном образовании: методология и практика / Н. М. Большаков, В. В. Жиделева, Л. А. Гурьева, Е. А. Рауш; науч. рук. Н. М. Большаков. СПб.: СПбГЛТУ, 2016. 200 с.
9. Симонов А. В., Чиннова И. И. Типология структурной организации образовательных кластеров // Инновации в образовании. Декабрь 2013. № 12. С. 46–57.
10. Гаврилова А. П. Кластерный подход на примере Томской области // Тарифное регулирование и экспертиза. 2018. № 1. С. 12–13.
11. Калинюк Ю. В., Смышляева Л. Г., Матвеев Д. М. Проектирование изменений в системе профессионального образования региона: кластерный подход // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 6 (40). C. 84–94.
12. Калинюк Ю. В., Смышляева Л. Г. Непрерывное профессиональное развитие рабочих кадров региона в формате кластерно-сетевого взаимодействия: управленческий аспект // Педагогическое образование на Алтае. 2021. № 1. С. 115–120.
13. Смышляева Л. Г., Суханова Е. А., Грузных С. Е., Кудашкина Л. А. Развитие андрагогических практик региона: экосистемные отношения университетов и рынка труда // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 3 (43). С. 79–89.
14. Данилов С. В. Кластерный подход как методологическая основа управления инновационными процессами в системе образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 42–59. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1665 (дата обращения: 05.10.2022).
15. Савзиханова С. Э. Развитие кластерных форм организации инновационно-образовательной среды макрорегиона на базе сетевых информационных технологий: концепция, модели, методы, инструментарий: автореф. дис. … д-ра эконом. наук. Ростов н/Д, 2017. 58 с.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 27 — 35
Скачиваний: 252