Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №5 Модель интеграционно-образовательного кластера в системе среднего медицинского профессионального образования Томской области
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Модель интеграционно-образовательного кластера в системе среднего медицинского профессионального образования Томской области

Ложкина Татьяна Юрьевна, Калянова Татьяна Александровна

DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-27-35

Информация об авторе:

Ложкина Т. Ю., директор, Томский базовый медицинский колледж (ул. Смирнова, 44/1, Томск, Россия, 634027). Е-mail: lozhkina.tatyana@tbmc.ru Калянова Т. А., заместитель директора, Томский базовый медицинский колледж (ул. Смирнова, 44/1, Томск, Россия, 634027). Е-mail: kalyanova.tatyana@tbmc.ru

Кластерный подход в современном российском образовании является актуальнейшей тенденцией развития последнего десятилетия. Идет разработка теоретических и методологических оснований, формирование методологического инструментария и условий повышения эффективности этого процесса. Представлено исследование по проблеме использования кластерного подхода для решения актуальной профессионально-образовательной и социально-экономической задачи квалифицированной подготовки и закрепления на рабочем месте среднего медицинского персонала для крайне отдаленных населенных пунктов от областного центра, а именно: северо-западная точка Томской области – г. Стрежевой, а также самые удаленные от г. Томска населенные пункты – с. Александровское и г. Кедровый. Цель публикации – теоретическое обоснование использования кластерного подхода в системе среднего профессионального медицинского образования Томской области, описание первичных результатов создания и апробации и рекомендации к применению в других регионах. Исследование включало теоретические и эмпирические методы исследования. Проведено теоретическое уточнение понятия «Интеграционно-образовательный кластер» в системе СПО, показаны теоретические аспекты реализации приоритетных тенденций государственной политики в сфере профессионального образования, реализована модель интеграционно-образовательного кластера системы среднего медицинского профессионального образования Томской области «Здравоохранение». Системообразующим элементом кластера является Томский базовый медицинский колледж (ТБМК).

Ключевые слова: интеграция, интеграционно-образовательный кластер, субъект кластеризации, среднее медицинское профессиональное образование, кластерный подход

Библиография:

1. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

2. Вахрушева Н. И. Образовательный кластер как форма инновационного развития региона // Вестник Владивостокского гос. ун-та экономики и сервиса. 2014. № 5. С. 5–8. URL: https://ug.ru/klasternyj-podhod-vintegraczii/ (дата обращения: 23.11.2022).

3. Шарай Н. Кластерный подход в интеграции // Учительская газета. URL: https://ug.ru/klasternyj-podhod-vintegraczii/ (дата обращения: 23.11.2022).

4. Tieman R. Education clusters: Universities use reforms to remove barriers // Financial Times. 2009. December URL: http://www.ft.com/cms/s/0/93558644-e90f-11de-a756-00144feab49a.html#axzz32LThUxTe (дата обращения: 07.12.2022).

5. Корчагина Н. А. Концептуальные основы реализации кластерной политики на территории российских регионов // Научные ведомости. 2009. № 15 (70). С. 5–13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnyeosnovy-realizatsii-klasternoy-politiki-na-territorii-rossiyskih-regionov-1/viewer (дата обращения: 05.07.2022).

6. Ковалева Т. Ю. Сравнительный анализ трактовок и моделей формирования образовательных кластеров // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. 2014. № 4. С. 155–163.

7. Марков Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. 300 с.

8. Кластеризация в современном образовании: методология и практика / Н. М. Большаков, В. В. Жиделева, Л. А. Гурьева, Е. А. Рауш; науч. рук. Н. М. Большаков. СПб.: СПбГЛТУ, 2016. 200 с.

9. Симонов А. В., Чиннова И. И. Типология структурной организации образовательных кластеров // Инновации в образовании. Декабрь 2013. № 12. С. 46–57.

10. Гаврилова А. П. Кластерный подход на примере Томской области // Тарифное регулирование и экспертиза. 2018. № 1. С. 12–13.

11. Калинюк Ю. В., Смышляева Л. Г., Матвеев Д. М. Проектирование изменений в системе профессионального образования региона: кластерный подход // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 6 (40). C. 84–94.

12. Калинюк Ю. В., Смышляева Л. Г. Непрерывное профессиональное развитие рабочих кадров региона в формате кластерно-сетевого взаимодействия: управленческий аспект // Педагогическое образование на Алтае. 2021. № 1. С. 115–120.

13. Смышляева Л. Г., Суханова Е. А., Грузных С. Е., Кудашкина Л. А. Развитие андрагогических практик региона: экосистемные отношения университетов и рынка труда // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 3 (43). С. 79–89.

14. Данилов С. В. Кластерный подход как методологическая основа управления инновационными процессами в системе образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 42–59. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1665 (дата обращения: 05.10.2022).

15. Савзиханова С. Э. Развитие кластерных форм организации инновационно-образовательной среды макрорегиона на базе сетевых информационных технологий: концепция, модели, методы, инструментарий: автореф. дис. … д-ра эконом. наук. Ростов н/Д, 2017. 58 с.

lozhkina_tatyana_yuryevna_27_35_5_51_2023.pdf ( 375.26 kB ) lozhkina_tatyana_yuryevna_27_35_5_51_2023.zip ( 367.22 kB )

Выпуск: 5, 2023

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 27 — 35

Скачиваний: 687

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ