Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.07.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №5 Особенности преподавания в образовательных учреждениях пенитенциарного типа
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Особенности преподавания в образовательных учреждениях пенитенциарного типа

Курушин Павел Дмитриевич

DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-36-46

Информация об авторе:

Курушин П. Д., аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: unamepavel@mail.ru

Описываются особенности поведения осужденного, анализируется его личность и как длительная изоляция от общества влияет на нее. Отсутствие полноценного социального взаимодействия оказывает на психическое и когнитивное здоровье человека целый ряд негативных эффектов. Целью уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление и перевоспитание осужденных, а также предупреждение совершения новых преступлений. Чтобы в общество вернулся не преступник, а полноправный законопослушный гражданин, который принес бы пользу государству и обществу, необходимо приложить немало усилий сотрудникам исправительного учреждения. От уровня профессионализма и компетенции педагогов, а также духовного и нравственного состояния зависит конечный результат образовательно-воспитательной работы. Помимо высокого профессионализма, навыков и умений, педагог должен обладать определенными качествами и проявлять большое терпение и гибкость в работе с молодыми людьми в исправительной колонии. Для того чтобы проведенная воспитательная работа была результативной, необходимо применять различные педагогические технологии, современные нетрадиционные формы и методы работы. Особое внимание уделено тому, с какими трудностями сталкивается педагог, работая в неблагоприятном окружении, какие особенности впоследствии он приобретает, какие барьеры на своем пути встречает и какие условия необходимы для их успешного преодоления. Представлена специфика и общее состояние образовательного процесса в местах лишения свободы. Рассматривается совокупность проблем, решение которых возможно только при условии взаимной заинтересованности представителей отраслевой науки, педагогических коллективов училищ исправительных колоний и руководителей учреждений пенитенциарного типа.

Ключевые слова: осужденный, обучающийся, воспитательная работа, обучение, исправление, пенитенциарная система, педагог

Библиография:

1. Мокрецов А. И., Новиков В. В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: учебно-метод. пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2006. 220 с.

2. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса: Сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. Т. 5. С. 35–36.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2022).

4. Федеральная служба исполнения наказаний: официальный сайт. URL: http://www.fsin.su (дата обращения: 20.11.2022).

5. Жилко Е. В. Кадровое обеспечение в пенитенциарной системе РФ (на примере ИК-27 ГУФСИН России по ПК) // Молодой ученый. 2015. № 18 (98). С. 365–367. URL: https://moluch.ru/archive/98/20535/ (дата обращения: 30.11.2022).

6. Никитин А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС – на уровень современных требований // Преступление и наказание. 2003. № 12. С. 16–18.

7. Шевченко В. В., Львова Р. Г., Слепченко М. Н. Воспитание учащихся в школе пенитенциарной системы // Психолого-педагогические традиции и инновации в современном образовательном пространстве: сб. науч. тр. по материалам Междунар. научно-практ. конф. 20 марта 2020 г. Белгород: ООО «Агентство перспективных научных исследований» (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/532-vospitanie-uchashchikhsya-vshkole-penitents (дата обращения: 21.11.2022).

8. Васильева К. К. Концепция системного воспитательного воздействия на осужденного и его ресоциализации (опыт исправительных учреждений Кировской области) // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28 (1-4), № 1. С. 91–99.

9. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д, 2007. 688 с.

10. Ефименко А. А., Писарев О. М. О некоторых направлениях совершенствования учебно-воспитательного процесса с осужденными в исправительных учреждениях // Вестник Вологодского ин-та права и экономики: преступление, наказание, исправление: научно-практич. журнал. 2019. № 1 (13). С. 116–120.

11. Гусаров П. Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России // Молодой ученый. 2018. № 22 (208). С. 270–273. URL: https://moluch.ru/archive/208/51126/ (дата обращения: 29.11.2022).

12. Сайфуллин Р. Р. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сб. материалов III Междунар. научно-практич. конф. 2017. С. 640–641.

13. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пос. для студентов средних пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 256 с.

14. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Школьная пресса. 2003. 192 с.

15. Мусатова Е. Е. Современные методы формирования положительной мотивации осужденных к образовательной деятельности // Международный пенитенциарный журнал. 2017. Т. 3 (1-4), № 2. С. 178–182.

kurushin_pavel_dmitriyevich_36_46_5_51_2023.pdf ( 381.55 kB ) kurushin_pavel_dmitriyevich_36_46_5_51_2023.zip ( 372.85 kB )

Выпуск: 5, 2023

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 36 — 46

Скачиваний: 759

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ