Особенности преподавания в образовательных учреждениях пенитенциарного типа
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-36-46
Описываются особенности поведения осужденного, анализируется его личность и как длительная изоляция от общества влияет на нее. Отсутствие полноценного социального взаимодействия оказывает на психическое и когнитивное здоровье человека целый ряд негативных эффектов. Целью уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление и перевоспитание осужденных, а также предупреждение совершения новых преступлений. Чтобы в общество вернулся не преступник, а полноправный законопослушный гражданин, который принес бы пользу государству и обществу, необходимо приложить немало усилий сотрудникам исправительного учреждения. От уровня профессионализма и компетенции педагогов, а также духовного и нравственного состояния зависит конечный результат образовательно-воспитательной работы. Помимо высокого профессионализма, навыков и умений, педагог должен обладать определенными качествами и проявлять большое терпение и гибкость в работе с молодыми людьми в исправительной колонии. Для того чтобы проведенная воспитательная работа была результативной, необходимо применять различные педагогические технологии, современные нетрадиционные формы и методы работы. Особое внимание уделено тому, с какими трудностями сталкивается педагог, работая в неблагоприятном окружении, какие особенности впоследствии он приобретает, какие барьеры на своем пути встречает и какие условия необходимы для их успешного преодоления. Представлена специфика и общее состояние образовательного процесса в местах лишения свободы. Рассматривается совокупность проблем, решение которых возможно только при условии взаимной заинтересованности представителей отраслевой науки, педагогических коллективов училищ исправительных колоний и руководителей учреждений пенитенциарного типа.
Ключевые слова: осужденный, обучающийся, воспитательная работа, обучение, исправление, пенитенциарная система, педагог
Библиография:
1. Мокрецов А. И., Новиков В. В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: учебно-метод. пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2006. 220 с.
2. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса: Сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. Т. 5. С. 35–36.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2022).
4. Федеральная служба исполнения наказаний: официальный сайт. URL: http://www.fsin.su (дата обращения: 20.11.2022).
5. Жилко Е. В. Кадровое обеспечение в пенитенциарной системе РФ (на примере ИК-27 ГУФСИН России по ПК) // Молодой ученый. 2015. № 18 (98). С. 365–367. URL: https://moluch.ru/archive/98/20535/ (дата обращения: 30.11.2022).
6. Никитин А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС – на уровень современных требований // Преступление и наказание. 2003. № 12. С. 16–18.
7. Шевченко В. В., Львова Р. Г., Слепченко М. Н. Воспитание учащихся в школе пенитенциарной системы // Психолого-педагогические традиции и инновации в современном образовательном пространстве: сб. науч. тр. по материалам Междунар. научно-практ. конф. 20 марта 2020 г. Белгород: ООО «Агентство перспективных научных исследований» (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/532-vospitanie-uchashchikhsya-vshkole-penitents (дата обращения: 21.11.2022).
8. Васильева К. К. Концепция системного воспитательного воздействия на осужденного и его ресоциализации (опыт исправительных учреждений Кировской области) // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28 (1-4), № 1. С. 91–99.
9. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д, 2007. 688 с.
10. Ефименко А. А., Писарев О. М. О некоторых направлениях совершенствования учебно-воспитательного процесса с осужденными в исправительных учреждениях // Вестник Вологодского ин-та права и экономики: преступление, наказание, исправление: научно-практич. журнал. 2019. № 1 (13). С. 116–120.
11. Гусаров П. Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России // Молодой ученый. 2018. № 22 (208). С. 270–273. URL: https://moluch.ru/archive/208/51126/ (дата обращения: 29.11.2022).
12. Сайфуллин Р. Р. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сб. материалов III Междунар. научно-практич. конф. 2017. С. 640–641.
13. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пос. для студентов средних пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 256 с.
14. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Школьная пресса. 2003. 192 с.
15. Мусатова Е. Е. Современные методы формирования положительной мотивации осужденных к образовательной деятельности // Международный пенитенциарный журнал. 2017. Т. 3 (1-4), № 2. С. 178–182.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 36 — 46
Скачиваний: 325