Обучение на русском языке в кенийской общеобразовательной школе: основные вопросы методического сопровождения
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-58-69
Рассматриваются вопросы проектирования обучения на русском языке в кенийской общеобразовательной школе в аспекте организации лингводидактического сопровождения. Формулируются задачи, цель данной деятельности, анализируются осложняющие и благоприятствующие факторы, выделяются этапы в работе специалиста по реализации предметного обучения кенийских школьников с использованием ресурсов русского языка в рамках получения общего образования, коррелирующие с периодами подготовки в начальной, средней и старшей школе. Подчеркивается, что интерес к проблеме определяется неуклонным ростом значимости мультилингвального и поликультурного образования в современном мире. Предлагаемый подход, выстроенный с опорой на достижения современной этнолингводидактики, этнопедагогики и методики преподавания русского языка как иностранного, основывается на приоритетах внешней государственной образовательной политики, связанных с продвижением позитивного имиджа России на современной международной арене, в том числе в странах африканского континента, средствами национального языка и национальной культуры.
Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, Кения, общеобразовательная школа, русский язык как иностранный, этнолингводидактика, кенийская лингвокультура
Библиография:
1. Тулупникова Т. Ю. Учет национально-психологических особенностей иностранных студентов из стран Африки при обучении в вузах России // Education and Science. URL: https://www.rusnauka.com/ESPR_2006/Psihologia/5_tulupnikova%20t.ju..doc.htm (дата обращения: 10.07.2023).
2. Романюк Е. С., Тулупникова Т. Ю., Филимонова Н. Ю., Щукина Н. В. Использование национально-психологических особенностей учащихся в преподавании русского языка как иностранного // Известия Волгоградского гос. технич. ун-та. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2009. Т. 6, № 10 (58). С. 135‒137.
3. Пугачев И. А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка иностранцам. М.: РУДН, 2011. 284 с.
4. Григорьева М. И. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 2 (6). С. 28–34.
5. Тимофеева Н. А., Хабарова К. В. Роль и значение этнокультурного компонента в формировании и развитии языковой личности иностранных студентов в предвузовской подготовке // Наука. Искусство. Культура. 2015. Вып. 2 (6). С. 186–192.
6. Вагнер В. Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим. М.: Владос, 2001. 384 с.
7. Ндяй М. Лингвометодические основы учебника русского языка для образовательной системы Сенегала (этап школьной и довузовской подготовки): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 20 с.
8. Дерябина С. А., Митрофанова И. И., Ндяй М. Специфика национально ориентированного учебника русского языка для образовательной системы Сенегала // Русский язык за рубежом. 2016. № 2. С. 70‒75.
9. Шаклеин В. М., Дерябина С. А., Микова С. С., Митрофанова И. И. Лингвокультурологический аспект содержания национально ориентированного учебника русского языка для учащихся стран Западной Африки // Русский язык за рубежом. 2019. № 3 (274). С. 97‒103.
10. Дейч Т., Верташов Ю. Российско-африканские отношения в контексте «поворота» Африки на Восток // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 10. С. 124–133.
11. Румянцева Н. М., Рубцова Д. Н. Этноориентированное обучение ‒ важная составляющая методики преподавания русского языка как иностранного // Известия Южного федерального ун-та. Филологические науки. 2019. № 1. С. 196‒207.
12. Стрельчук Е. Н. Речевой портрет африканского студента (носителя языка-посредника) // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 1. С. 21‒27.
13. Кения / Culture Crossing Guide: Ресурс, созданный сообществом для межкультурного этикета и понимания. URL: https://guide.culturecrossing.net/basics_business_student_details.php?Id=28&CID=107 (дата обращения: 13.07.2023).
14. Профиль страны Кения / UNESCO. Обеспечение межкультурного диалога. URL: https://www.unesco.org/en/enabling-interculturaldialogue/kenya-country-profile (дата обращения: 13.07.2023).
15. Кения: культура, этикет и деловая практика / Commisceo Global Consulting Ltd. URL: https://www.commisceoglobal.com/resources/country-guides/kenya-guide (дата обращения: 13.07.2023).
16. Арефьев А. Л., Максименко А. Ф. Африка как перспективный поставщик студентов на мировой рынок образования (опыт обучения африканцев в СССР и РФ) // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2018. № 3. С. 409‒435.
17. Скака Н. В. Формирование английского языка межкультурного общения в Африке (на материале Ганы): дис. … канд. филол. наук. СПб., 2004. 206 с.
18. Андреева Э. П. Особенности английского языка в Африке: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1980. 24 с.
19. Русский язык для учащихся стран Западной Африки (Сенегал, Гамбия, Мали): учебное пособие / В. М. Шаклеин, С. А. Дерябина, С. С. Микова, И. И. Митрофанова, М. Ндяй, Н. В. Рыжова. М.: РУДН, 2016. 110 с.
20. Шаклеин В. М., Микова С. С. Диалог культур в преподавании русского языка в Сенегале // Русский язык за рубежом. 2016. № 2. С. 34‒38.
21. Сокол М. А., Лукьянова К. А. Особенности преподавания русского языка в африканской аудитории // Морозовские чтения: сб. статей. Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-та, 2022. С. 151‒156.
22. Камара И., Ракачев В. Н. Африканские студенты в России: особенности социальной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, № 4. С. 164‒179.
23. Арефьев А. Л. Русский язык в системах образования стран мира // Грани российского образования: сб. статей. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 83‒124.
24. Арефьев А. Л., Дмитриев Н. М. Русские школы за рубежом // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2016. № 1. С. 373‒380.
25. Смокотин В. М. Языковое и культурное разнообразие и проблемы сохранения этнокультурной идентичности в Африке южнее Сахары // Язык и культура. 2010. № 4 (12). С. 57‒65.
26. Назарова И. В. Из опыта РКИ в условиях отсутствия языковой среды / Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сб. статей. Воронеж: Научная книга, 2010. С. 55‒60.
27. Фаль С. К. Пути и способы компенсации русской речевой среды в условиях Сенегала: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 20 с.
28. Зинькина Ю. В., Халтурина Д. А., Коротаев А. В., Кобзева С. В., Тищенко С. М. Образ России в Восточной Африке на примере Кении и Танзании // Азия и Африка сегодня. 2010. № 7 (636). С. 9‒12.
29. Андреева Е. С. Проблемы системы образования Кении, Зимбабве и ЮАР / Перспективы развития науки и образования: сб. трудов конференции. М.: АР-Консалт, 2017. С. 49‒55.
30. Ндяй М. Развитие познавательных интересов учащихся при обучении русскому языку в сенегальской аудитории // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2009. № 4. С. 99‒101.
31. Токарева Г. В. Международная проектная командная деятельность как средство формирования у студентов ценностного отношения к языку // Когнитивно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе в школе и вузе: сб. трудов конференции. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2019. С. 32‒36.
32. Ефремова О. Н., Глазырина Е. Д. Особенности преподавания математики иностранным слушателям, обучающимся на неродном языке // Успехи современного естествознания. 2015. № 3. С. 177‒180.
33. Головко Н. В. Трансъязычие как метод обучения в зарубежной лингводидактике // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 4 (48). С. 137–154.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Страницы: 58 — 69
Скачиваний: 274