Исследование буллинг-структуры подростков и связи проявлений кибербуллинга с показателями духовности и эмпатии
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-121-129
Рассматривается вопрос рискованного поведения в интернет-среде – осуществления травли подростков в онлайн-пространстве. Дана характеристика феномена кибербуллинга и его негативного влияния на психическое и эмоциональное состояние детей и подростков. Отдельное внимание уделяется духовно-нравственным качествам личности – духовности и эмпатии как детерминирующим факторам в процессе киберсоциализации ребенка. Описаны основные диагностические инструменты для исследования феномена буллинга и кибербуллинга в школах г. Томска: методика Е. Г. Норкиной «Наш класс», многофакторный опросник эмпатии М. Дэвиса в адаптации Т. Д. Карягиной, Н. А. Будаговской, С. В. Дубровской и опросник «Духовная личность» А. Хусейна и М. Анаса в адаптации Г. В. Ожигановой. Приведены результаты опроса подростков томских школ. На основании проведенного эмпирического исследования представлена буллинг-структура школьников, определен уровень духовности и эмпатии современных подростков. Результаты продемонстрировали, что показатели духовности и эмпатии современных школьников в целом находятся на допустимом уровне. Также установлено наличие связи между показателями духовности личности, эмпатии и осуществлением кибербуллинга. Выявлено, что недостаточное развитие духовности и эмпатии может быть связано с повышенным риском проявления агрессивного поведения, в частности кибербуллинга.
Ключевые слова: кибербуллинг, рискованное поведение подростков, интернет-риски, духовность, эмпатия, буллинг-структура
Библиография:
1. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 3. С. 178–191.
2. Athanasiades C., Baldry A. C., Kamariotis T. The «net» of the Internet: Risk factors for cyberbullying among secondary-school students in Greece // European Journal on Criminal Policy and Research. 2016. № 22. P. 301–317.
3. Ларина Е. В. О современном состоянии проблемы кибербуллинга // Социология и право. 2022. Т. 14, № 3. С. 299–305.
4. Дозорцева Е. Г., Кирюхина Д. В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1. С. 80–87.
5. Кушаева Д. Р. Связь эмпатии и конфликтности в подростковом возрасте // Colloquium-Journal. 2019. № 10. С. 66–67.
6. Юдина А. М. Профилактика кибербуллинга подростков в общеобразовательной среде // Современное педагогическое образование. 2022. № 6. С. 184–187.
7. Willard N. E. Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress. Champaign. Research Press, 2007. 311 p.
8. Eisenberg N., Eggum N. D., Giunta L. Di. Empathy-related responding: Associations with prosocial behavior, aggression, and intergroup relations // Social Issues and Policy Review. 2010. № 4. P. 143–180.
9. Бовина И. Б. Исследование эмпатии: критический анализ и новые перспективы // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 1. С. 88–95.
10. Карягина Т. Д., Будаговская Н. А., Дубровская С. В. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Т. 21, № 1. С. 202–227.
11. Ожиганова Г. В. Духовно-нравственные качества личности и эмпатия как компоненты высших моральных способностей: верификация взаимосвязи на российской выборке // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 4. С. 637–655.
12. Норкина Е. Г. Методика на выявление «Буллинг-структуры» // Таврический научный обозреватель. 2016. Т. 3, № 8. С. 170–174.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 121 — 129
Скачиваний: 303