Ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-137-145
Представлено обзорно-аналитическое рассмотрение профессионализации педагогического мышления как длительного процесса овладения выбранной профессией, возникающего в довузовском периоде и продолжающегося на вузовской и послевузовской стадии подготовки и повышения квалификации. Обосновано, что профессионализация мышления педагога сопровождается развитием его личности посредством осуществления в выполняемой профессиональной деятельности когнитивных и личностных психологических механизмов. Ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления характеризуются личностной направленностью мыслительной деятельности как основы творческой самореализации педагога. Такая направленность характеризуется установлением надситуативной проблемности, что позволяет учителю в анализ педагогической проблемной ситуации включать учет не только ситуационных, но и личностных характеристик. Осознание собственных личностных особенностей, значимых для оптимального разрешения возникшего профессионального затруднения, составляет духовную опору педагога. Личностные новообразования возникают тогда, когда учитель осознает, каких личностных качеств не хватает для достижения намеченной цели в процессе совладания с появившимися трудностями.
Ключевые слова: профессионализация, педагогическое мышление, учителя, учащиеся, мыслительная деятельность, субъект, ресурсность мышления
Библиография:
1. Карабанова О. А., Захарова Е. И., Старостина Ю. А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость // Национальный психол. журнал. 2020. № 4 (40). С. 113–124. doi: 10.11621/npj.2020.0409
2. Кашапов М. М. Проблемность как единица анализа педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и практика / под ред. М. М. Кашапова. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. С. 8–18.
3. Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2000. 48 с.
4. Кашапов М. М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2001. № 1. С. 121–131.
5. Киселева Т. Г. Социально-психологические особенности уровневых характеристик профессионального педагогического мышления в процессе оценивания: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 1999. 154 с.
6. Сумарокова О. В. Особенности понимания оценки и ее социально-психологических функций участниками образовательного процесса: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 1999. 152 с.
7. Коточигова Е. В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 162 с.
8. Серафимович И. В. Особенности прогнозирования в структуре профессионального педагогического мышления: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 252 с.
9. Огородова Т. В. Психологические характеристики творческого мышления учащихся профильных классов: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 192 с.
10. Каганкевич Е. В. Характеристики творческого мышления студентов в процессе профессионального самоопределения: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 158 с.
11. Шубина Е. В. Динамика профессионально важных качеств учителей начальных классов на разных стадиях профессионализации: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 163 с.
12. Серафимович И. В. Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN519.pdf (дата обращения: 16.02.2023).
13. Кашапов А. С. Когнитивно-ресурсные компоненты событийности в условиях профессионализации субъекта // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 55–61. doi: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61
14. Кашапов А. С. Ресурсный компонент динамики социально-психологической адаптированности и конфликтоустойчивости студентов младших курсов // Ярославский пед. вестник. 2021. № 3 (120). С. 127–136. doi: 10.20323/1813-145X-2021-3-120-127-136
15. Дудырева Н. В. Психологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2013. 242 с.
16. Кашапов М. М., Огородова Т. В. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2017. 259 с.
17. Кашапов М. М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116–130.
18. Кашапов М. М., Кашапов А. С. Формирование профессионального творческого мышления: учеб. пособие. 2-е изд., пер. и доп. М., 2020. 124 с.
19. Кашапов М. М., Сурина Н. В., Кашапов А. С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия: Психология. 2022. Т. 40. С. 18–30. doi: 10.26516/2304-1226.2022.40.18
20. Лейбина А. В. Психология мотивации творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 177 с.
21. Ракитская О. Н. Социально-психологические характеристики профессионального мышления преподавателя высшей школы: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 181 с.
22. Лейбина А. В. Акмеологические проблемы творческой самореализации личности: практикум. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 56 с.
23. Скворцова Ю. В. Метакогнитивные компоненты педагогического мышления преподавателя высшей школы: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 201 с.
24. Татаринова И. Н. Взаимосвязи педагогического мышления и творческого мышления детей 5–11 лет: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 174 с.
25. Томчук С. А. Соотношение музыкального и педагогического мышления в профессиональной деятельности учителя музыки: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 237 с.
26. Шляпникова О. А. Личностные детерминанты профессионализации педагогов дошкольных образовательных учреждений: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 215 с.
27. Разина Т. В. Особенности рефлексии на различных уровнях педагогического мышления: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 243 с.
28. Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: дис. … д-ра психол. наук. Саратов, 2010. 520 с.
29. Кашапов М. М., Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте. Ярославль: Индиго, 2018. 360 с.
30. Кашапов М. М. Акмеология: учеб. пособие. Ярославль, 2011. 112 с.
31. Кашапов М. М., Шаматонова Г. Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия: Психология. 2017. Т. 22. С. 10–20.
32. Кашапов М. М., Пошехонова Ю. В. Роль метапознания в профессиональном педагогическом мышлении // Психол. журнал. 2017. Т. 38, № 3. С. 57–65.
33. Кашапов М. М., Серафимович И. В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 43–52.
34. Знаков В. В., Кашапов М. М., Пошехонова Ю. В., Киселева Т. Г., Зуева М. Л., Шляпникова О. А., Огородова Т. В., Соколова М. А., Башкин М. В., Кашапов А. С. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов. Ярославль, 2012. 384 с.
35. Leybina A. V., Kashapov M. M. Understanding Kindness in the Russian Context // Psychology in Russia: State of the Art. 2022. № 15 (1). С. 66–82. doi: 10.11621/pir.2022.0105
36. Kashapov M. M., Serafimovich I. V., Poshekhonova Yu. V. Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10, № 1. Р. 80–94.
37. Кашапов М. М. Учет в медиации специфики типов реагирования на конфликт // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2012. № 3. C. 31–41.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 137 — 145
Скачиваний: 367