К проблеме смыслообразования в профессиональной подготовке студентов – будущих средовых дизайнеров
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-1-39-46
Рассматривается проблема качества профессиональной подготовки средовых дизайнеров, выраженная в отсутствии у студентов личностно-смыслового включения в профессиональную деятельность. Анализируются причины, оказывающие влияние на уровень смыслообразования и целеполагания в процессе обучения средовому дизайну в высшей школе. Охарактеризованы пути осмысления и формирования профессиональной идентичности. Установлено, что усилению смысловой компоненты в системе профессиональной подготовки средовых дизайнеров в вузе способствует моделирование образа самого себя в будущей профессии в контексте личностных характеристик, имеющегося опыта у студентов и перспективного видения. Выявлены механизмы профессионального смыслообразования, приводящие в действие сущностные силы человека на формирование личностных качеств, социальной активности и способности к самостоятельному целеполаганию и готовности к самореализации в сфере дизайна. Определены положения методики обучения средовому дизайну, эффективно формирующие у студентов мотивационные установки в получении профессии и саморазвитии своих профессиональных умений и навыков. Описаны условия личностно ориентированного обучения студентов – будущих средовых дизайнеров с учетом смыслообразования.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, смыслообразование, целеполагание, ценностные ориентации, мотивация, высшее дизайн-образование, методика обучения средовому дизайну
Библиография:
1. Алиева А. Р. Пути совершенствования профессиональной подготовки студентов – будущих дизайнеров // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 282–284.
2. Сохадзе К. Г. Социальная активность российской молодежи: масштабы и факторы сдерживания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017. Т. 17, № 3. С. 348–363.
3. Птицына Л. М. Дизайн среды общественных зданий: аксиологический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 31 (212). Вып. 19. С. 65–67.
4. Мереняшева М. А. Дизайн-концепция как художественно-композиционная модель в контексте дизайн-образования. Вербальная и визуальная составляющие // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3 (22). С.105–107.
5. Чернобровкина С. В. Личностное взросление современных студентов: специфика и факторы образа и самооценки взрослости // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2015. № 2. С. 24–29.
6. Белякова Е. Г. Профессиональное самоопределение студентов – будущих педагогов в контексте смыслообразования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, № 3. С. 205–216.
7. Беспутина И. Ф. Формирование смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 106–110.
8. Брыкова Н. А., Кара Ж. Ю. Особенности смыслообразования студентов-дизайнеров в процессе профессионального обучения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11328 (дата обращения: 05.03.2023).
9. Белякова Е. Г. Проблема моделирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов – будущих педагогов с позиций ценностно-смыслового подхода // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С. 68–73.
10. Shokorova L. V., Kiseleva N. E., Batsyna O. A. The role of preteritiary artistic training in the vocational self-determination of enrollees // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11, № 15. С. 8637–8648.
11. Medvedev L. G., Shokorova L. V. Revisiting the problem of teaching students decorative and applied arts // Espacios. 2018. Т. 39, № 21. С. 19–23.
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 39 — 46
Скачиваний: 242