Образовательная коммуникация, вовлеченность и агентность как педагогические феномены
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-1-79-89
Рассматривается феномен «образовательной коммуникации» в контексте организации совместной деятельности педагога и обучающихся в высшей школе. Проведен сравнительный анализ образовательной и педагогической коммуникации, в основу которого положены следующие критерии: цель, содержание, позиции участников, способы организации, результаты. Описаны ключевые характеристики образовательной коммуникации – вовлеченность и агентность, способствующие усилению субъектной позиции обучающихся. Делается вывод о том, что вовлечение субъектов образовательного процесса в коммуникацию обеспечивается особыми метаметодическими средствами, универсальными для любого учебного предмета.
Ключевые слова: образовательная коммуникация, совместная деятельность, вовлеченность, агентность, образовательный процесс
Библиография:
1. Максимова А. А. Основы педагогической коммуникации: учеб.-метод. пособие. Орск: Изд-во Орского гум.-технолог. ин-та (филиала) ОГУ, 2012. 170 с.
2. Троянская С. Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика. 2011. 148 с.
3. Соколова Г. Е. Коммуникативные основы педагогического общения // Вестник Московского гос. областного ун-та. Серия: Педагогика. 2019. № 4. С. 52–58.
4. Розина И. Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: автореф. … дис. д-ра пед. наук. М., 2005. 52 с.
5. Радаев В. В. Преподавание в кризисе. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 200 с.
6. Грачёв В. В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 37 с.
7. Богдановская И. М. Медиакоммуникация // Universum: Вестник Герценовского ун-та. 2011. № 8. С. 77–80.
8. Шутенко А. И. Концепция построения образовательных коммуникаций в системе вузовской подготовки // Сибирский пед. журнал. 2015. № 6. С. 98–104.
9. Дорошок Е. Л. Образовательная коммуникация в информационном обществе: социально-философские основания, субъекты и формы реализации: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Челябинск, 2006. 19 с.
10. Примчук Н. В. Образовательная коммуникация как ресурс профессионального становления будущих учителей // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 121–126.
11. Даутова О. Б. Образовательная коммуникация: традиционные и инновационные технологии. М.: Каро, 2018. 93 с.
12. Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.
13. Поздеева С. И. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 52–58.
14. Штерн О. В. Организация образовательной коммуникации обучающихся начальной школы с разными образовательными потребностями: на примере обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2021. 24 с.
15. Поздеева С. И. Активность ученика или его вовлеченность: чему отдать предпочтение? // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 8–13.
16. Astin A. W. Student involvement: a developmental theory for higher education // Journal of college student personnel. 1984. № 25 (4). P. 297–308.
17. Киселева Н. В. Социально-психологические характеристики вовлеченности в непрерывное образование: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2019. 26 с.
18. Щеглова И. А. Взаимосвязь студенческой вовлеченности и образовательных результатов студентов российских университетов: дис. … канд. пед. наук. М., 2021, 112 с.
19. Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37–44.
20. Дука Н. А., Стовба А. А. Об исследовании вовлеченности студентов педагогического университета в образовательный процесс// Гуманитарные исследования. 2016. № 3 (12). С. 85–87.
21. Saks A. M. Antecedents and Consequences of Employee Engagement // Journal of Managerial Psychology. 2006. Vol. 21. P. 600–619.
22. Fredricks J. A. School engagement: potential of the concept, state of the evidence // Review of Educational Research. 2004. Vol. 74, № 1. P. 59–109.
23. Appleton J. J., Christenson S. L., Kim D., Reschly A. L. Measuring cognitive and psychological engagement: Validation of the Student Engagement Instrument // Journal of School Psychology. 2006. № 200644 (5). P. 427–445.
24. Павлова Е. В., Бадалян Ю. В., Смирнова С. В. Особенности «ресурса вовлеченности» студентов с разным академическим опытом // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 140–148.
25. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000. 382 с.
26. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
27. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ПЕЛЕНГ, 1996. 544 с.
28. Кожевникова М. Н. Феномен субъектности: проблемы интерпретации // Ценности и смыслы. 2020. 6 (70). С. 31–44.
29. Priestley M., Biesta G., Robinson S. Teacher agency: an ecological approach. Bloomsbury Publishing. 2015, 186 p.
30. Гасинец М. В., Капуза А. В., Добрякова М. С. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 75–97.
31. Bandura A. Toward a psychology of human agency // Perspectives on Psychological Science. 2006. Vol. 1, № 2. P. 164–180.
32. Klemencic M. From Student Engagement to Student Agency: Conceptual Considerations of European Policies on Student-Centered Learning in Higher Education // Higher Education Policy. 2017. № 30. P. 69–85.
33. Карастелев В. Е., Данилова В. Л. Рефлексивная коммуникация как условие проявления и развития образовательной агентности студентов магистратуры // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. 2022. № 4. С. 17–24.
34. Чернобай Е. В., Холманская М. В. Возможности воздействия на самостоятельность учащихся через организацию обратной связи // Педагогика и психология образования. 2023. № 2. С. 23–43.
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ
Страницы: 79 — 89
Скачиваний: 278