Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №1 Разработка опросника имплицитных теорий образования
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Разработка опросника имплицитных теорий образования

Кудинова Ольга Александровна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-1-99-106

Информация об авторе:

Кудинова О. А., аспирант, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского (ул. Степана Разина, 26, Калуга, 248023). E-mail: kudnia@mail.ru

Представлены результаты разработки и психометрической проверки опросника имплицитных теорий образования. Имплицитные теории рассматриваются многими исследователями как принципиальная основа организации познания мира субъектом и систематизации индивидуального опыта. Их изучение позволяет определить систему отношений субъекта к реальности, его представлений о ней и поведенческих моделей, определяемых содержанием данных теорий. Имплицитные теории имеют разную предметную направленность, оказываясь включенными в различные аспекты жизни индивида. Специфическая деятельность способствует формированию характерных имплицитных теорий. В этом смысле имплицитные теории обучения являются частью мышления педагога. На этапе анализа были выделены четыре педагогические концепции, которые легли в основу разработки опросника. Ход разработки опросника подтвердил обоснованность четырехфакторной модели для описания имплицитных теорий образования, что содержательно соответствует выделенным образовательным концепциям. Дополнительные методы измерения валидности показали результаты, согласующиеся с данными разрабатываемого опросника. Показано, что студенты педагогических профилей подготовки обладают специфическими и дифференцированными представлениями об образовательном процессе. Представлены перспективы дальнейшего использования разработанного опросника как исследовательского инструмента.

Ключевые слова: имплицитные теории, мышление педагога, опросник, образование, психолого-педагогические концепции

Библиография:

1. Bruner J. S., Tagiuri R. The perception of people // еd. G. Lindzey. Handbook of Social Psychology. Mass., 1954. Vol. 2. P. 634–654.

2. Мохова С. Б. Психологические исследования имплицитных знаний // Психологическая наука и образование. 2004. Т. 9, № 4. С. 28–34. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2004_n4/pse_2004_n4_Mohova.pdf (дата обращения: 27.04.2023).

3. Горбунова В. В. Проблемы исследования имплицитных теорий // Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 119–128.

4. Sternberg R. J. Implicit Theories of Intelligence, Creativity, and Wisdom // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 49, № 3. P. 607–627.

5. Андреева Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

6. Dweck C. S., Chiu C., Hong Y. Implicit theories and their role in judgments and reactions: A world from two perspectives // Psychological Inquiry. 1995. № 6. P. 267–285

7. Tamir М, Oliver P. John, Srivastava B.S., Gross J.J. Implicit Theories of Emotion: Affective and Social Outcomes Across a Major Life Transition // Stanford University Journal of Personality and Social Psychology. 2007. Vol. 92, № 4. P. 731–744.

8. Скворцова Л. Л. Имплицитные концепции как феномен обыденного сознания личности // Актуальные проблемы современной психологии: материалы Всерос. конф. молодых ученых. Москва, РУДН, 23–24 октября 2014 г. М.: РУДН, 2014. C. 117–119.

9. Сухотин А. А. Имплицитные теории интеллекта и концепции учения в психологии образования // Вестник ТвГУ. 2015. № 3. С. 303–309.

10. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1988. 208 с.

11. Васильева Н. Л. Факторы развития в психоаналитической теории личности и имплицитных теориях // Вопросы психологии. 2007. № 6. C. 128–136.

12. Опросник имплицитных теорий образования (бумажная версия). URL: https://disk.yandex.ru/i/h9MvYW-CvJNxnA (дата обращения: 27.04.2023).

13. Опросник имплицитных теорий образования (онлайн-версия). URL: https://onlinetestpad.com/xdes7so-zoagqu (дата обращения: 27.04.2023).

kudinova__olga__aleksandrovna_99_106_1_53_2024.pdf ( 388.91 kB ) kudinova__olga__aleksandrovna_99_106_1_53_2024.zip ( 382.17 kB )

Выпуск: 1, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 99 — 106

Скачиваний: 787

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ