Разработка опросника имплицитных теорий образования
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-1-99-106
Представлены результаты разработки и психометрической проверки опросника имплицитных теорий образования. Имплицитные теории рассматриваются многими исследователями как принципиальная основа организации познания мира субъектом и систематизации индивидуального опыта. Их изучение позволяет определить систему отношений субъекта к реальности, его представлений о ней и поведенческих моделей, определяемых содержанием данных теорий. Имплицитные теории имеют разную предметную направленность, оказываясь включенными в различные аспекты жизни индивида. Специфическая деятельность способствует формированию характерных имплицитных теорий. В этом смысле имплицитные теории обучения являются частью мышления педагога. На этапе анализа были выделены четыре педагогические концепции, которые легли в основу разработки опросника. Ход разработки опросника подтвердил обоснованность четырехфакторной модели для описания имплицитных теорий образования, что содержательно соответствует выделенным образовательным концепциям. Дополнительные методы измерения валидности показали результаты, согласующиеся с данными разрабатываемого опросника. Показано, что студенты педагогических профилей подготовки обладают специфическими и дифференцированными представлениями об образовательном процессе. Представлены перспективы дальнейшего использования разработанного опросника как исследовательского инструмента.
Ключевые слова: имплицитные теории, мышление педагога, опросник, образование, психолого-педагогические концепции
Библиография:
1. Bruner J. S., Tagiuri R. The perception of people // еd. G. Lindzey. Handbook of Social Psychology. Mass., 1954. Vol. 2. P. 634–654.
2. Мохова С. Б. Психологические исследования имплицитных знаний // Психологическая наука и образование. 2004. Т. 9, № 4. С. 28–34. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2004_n4/pse_2004_n4_Mohova.pdf (дата обращения: 27.04.2023).
3. Горбунова В. В. Проблемы исследования имплицитных теорий // Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 119–128.
4. Sternberg R. J. Implicit Theories of Intelligence, Creativity, and Wisdom // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 49, № 3. P. 607–627.
5. Андреева Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
6. Dweck C. S., Chiu C., Hong Y. Implicit theories and their role in judgments and reactions: A world from two perspectives // Psychological Inquiry. 1995. № 6. P. 267–285
7. Tamir М, Oliver P. John, Srivastava B.S., Gross J.J. Implicit Theories of Emotion: Affective and Social Outcomes Across a Major Life Transition // Stanford University Journal of Personality and Social Psychology. 2007. Vol. 92, № 4. P. 731–744.
8. Скворцова Л. Л. Имплицитные концепции как феномен обыденного сознания личности // Актуальные проблемы современной психологии: материалы Всерос. конф. молодых ученых. Москва, РУДН, 23–24 октября 2014 г. М.: РУДН, 2014. C. 117–119.
9. Сухотин А. А. Имплицитные теории интеллекта и концепции учения в психологии образования // Вестник ТвГУ. 2015. № 3. С. 303–309.
10. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1988. 208 с.
11. Васильева Н. Л. Факторы развития в психоаналитической теории личности и имплицитных теориях // Вопросы психологии. 2007. № 6. C. 128–136.
12. Опросник имплицитных теорий образования (бумажная версия). URL: https://disk.yandex.ru/i/h9MvYW-CvJNxnA (дата обращения: 27.04.2023).
13. Опросник имплицитных теорий образования (онлайн-версия). URL: https://onlinetestpad.com/xdes7so-zoagqu (дата обращения: 27.04.2023).
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 99 — 106
Скачиваний: 264