Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 17.07.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №1 Подходы к построению общения и взаимодействия с современными детьми в контексте обеспечения их психологической безопасности
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Подходы к построению общения и взаимодействия с современными детьми в контексте обеспечения их психологической безопасности

Пазухина Светлана Вячеславовна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-1-133-140

Информация об авторе:

Пазухина С. В., доктор психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026). E-mail: pazuhina@mail.ru

Актуальность исследования состоит в выявлении новых вызовов и угроз, связанных с проблемой организации педагогического общения и учебного взаимодействия с детьми поколения Z. Новизна заключается в том, что проблема обеспечения психологической безопасности личности в образовательной среде рассматривается с позиции двух подходов: возрастно-психологического и информационно-педагогического. Первый из них связан с учетом особенностей поколения Z при выстраивании общения и учебного взаимодействия с ними, второй предполагает спецификацию использования цифровых технологий в образовательной среде с учетом рисков и угроз, которые могут возникать при их применении. Традиционные общепсихологические закономерности обучения, развития, воспитания школьников пересматриваются в контексте необходимости учета особенностей цифрового поколения и современных условий реализации образовательного процесса. Подчеркивается значимость повышения авторитета учителя, развития у него востребованных педагогических способностей, формирования ценностных отношений к детям, профессии, себе как постоянно развивающейся личности и профессионалу. Выявленные риски и угрозы составляют особый пласт воспитательной работы современного учителя в контексте обеспечения психологической безопасности обучающихся как в учебном процессе, так и за его пределами.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, цифровизация в образовании, угрозы и риски, педагогическое общение, учебное взаимодействие, педагогические способности, ценностные отношения учителя

Библиография:

1. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. и др. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 5–18.

2. Ostapenko R. I., Ostapenko G. S., Shcherbakova I. V. Ensuring the psychological safety of persons with disabilities, taking into account gender and age differences // Perspectives of Science and Education. 2021. № 3 (51). С. 316–328.

3. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya/viewer (дата обращения: 26.07.2023).

4. Дутко Ю. А. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С. 28–37.

5. Большинство школьников в РФ хотят зарабатывать блогерами: опрос // ИА «Красная Весна». 29 ноября 2021 г. URL: https://rossaprimavera.ru/news/f93b1dd3 (дата обращения: 26.07.2023).

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

7. Козинец П. А. Цифровизация в образовании: проблемы, риски, перспективы // Академия педагогических проектов Российской Федерации. URL: https://педпроект.рф/козинец-п-а-публикация/ (дата обращения: 26.07.2023).

8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. 3-е изд., пересмотр. М.: Изд-во Московского психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. 447 с.

9. Горький М. А. П. Чехов. М.: Эксмо, 2003. 18 с.

10. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / ред. коллегия: С. Ф. Егоров, И. Д. Зверев и др. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. С. 15.

11. Пазухина С. В. Ценностное отношение будущего педагога к личности учащегося: антропологический подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012. 47 с.

12. Учитель и ученик: цитаты о взаимоотношениях. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/265718117 (дата обращения: 26.07.2023).

13. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1972. 215 с.

14. Закирова-Зиева Е. В. Учебное сотрудничество как условие формирования коммуникативной компетентности учащегося начальной школы // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. Т. 8, № 10-2. С. 77–81.

15. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 381 с.

16. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 670 с.

pazukhina_svetlana_vyacheslavovna_133_140_1_53_2024.pdf ( 419.16 kB ) pazukhina_svetlana_vyacheslavovna_133_140_1_53_2024.zip ( 412.41 kB )

Выпуск: 1, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 133 — 140

Скачиваний: 719

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ