Социальные сети молодежных сообществ: особенности контента
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-2-75-84
Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, и молодежь – одна из самых активных групп на этих платформах. Цифровая среда существенно изменила формат коммуникаций, формируя иную коммуникационную культуру. Отобраны и изучены действующие площадки для онлайн-коммуникации: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, YouTube, составлен перечень формальных молодежных сообществ, выявлены типы, критерии отбора и специфика их формирования. На основе проведенных экспертных интервью с заместителями директоров по воспитательной работе, советниками по воспитанию, кураторами школ и колледжей определены молодежные сообщества, осуществляющие взаимодействие с образовательными организациями в рамках воспитательной работы через социальные сети: Российское движение детей и молодежи «Движение первых», Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи», Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», Всероссийский конкурс «Большая перемена», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Мосволонтер, Юные инспекторы движения России. Проанализированы официальные страницы/каналы молодежных сообществ в социальных сетях с целью выявления особенностей контента и деятельности сообществ, представлена сравнительная таблица характеристик молодежных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» по разработанным критериям. В заключении авторами были сделаны выводы о том, что ВКонтакте является самой востребованной социальной сетью среди молодежных организаций; мессенджер Telegram в основном полностью дублирует его содержание; основной контент, отражающий деятельность организаций офлайн, включает: новости о конкурсах, акциях, проведенных мероприятиях, посты, освещающие активность молодежных организаций вне рамок мероприятий и конкурсов; наибольший отклик у подписчиков вызывают викторины и голосования. Полученные результаты позволяют сделать выводы о возможности использования социальных сетей в построении воспитательного процесса в образовательных организациях.
Ключевые слова: социальные сети, воспитательная работа, контент, молодежные сообщества, молодежные организации
Библиография:
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся». Ст. 2, п. 2. URL: https://rg.ru/documents/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 02.06.2023).
2. Панченко И. М. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества? // Социология науки и технологий. 2018. № 2. С. 86–94. doi: 10.24411/2079-0910-2018-10006 (дата обращения: 15.05.2023).
3. Рогач О. В., Фролова Е. В. Анализ влияния социальных сетей на современных подростков: ключевые проблемы и деструктивные последствия // Вестник Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. 2022. № 2. С. 305–314. doi: 10.17072/2078-7898/2022-2-305-314 (дата обращения: 15.05.2023).
4. Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Зырянова А. В., Алехина Н. В., Грибачева Н. В., Цилицкий В. С. Сравнение форм воспитательной работы образовательных организаций в цифровом образовательном пространстве и предпочтений обучаемых // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 3. С. 7–30. doi: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01 (дата обращения: 15.05.2023).
5. Иванова Е. В., Барсукова Е. М., Маякова Е. В., Тер-Григорян А. Э. Устойчивые городские сообщества и их взаимодействие с социальными институтами // UniverCity: Города и Университеты: сб. ст. / под ред. С. Н. Вачковой, Н. И. Кондратьевой. Вып. 6. М.: Грин Принт, 2022. С. 23–40.
6. Росмолодежь. URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения: 15.05.2023).
7. Российское движение детей и молодежи «Движение первых». URL: https://будьвдвижении.рф (дата обращения: 15.05.2023).
8. Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи». URL: https://ruy.ru (дата обращения: 15.05.2023).
9. Всероссийское детско-юношеское движение «Юнармия». URL: https://yunarmy.ru (дата обращения: 15.05.2023).
10. Большая перемена. URL: https://bolshayaperemena.online (дата обращения: 15.05.2023).
11. Российское движение школьников. URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/рдш.рф (дата обращения: 15.05.2023).
12. Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». URL: https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/волонтерыпобеды.рф (дата обращения: 15.05.2023).
13. Мосволонтер. URL: https://mosvolonter.ru/o-nas (дата обращения: 15.05.2023).
14. Юные инспекторы движения России. Официальный сайт. URL: https://xn--d1ahba2alia5i.xn--p1ai/юидроссии. рф (дата обращения: 15.05.2023).
15. Пронина Н. А. Роль социальных сетей в системе воспитания школьников // Новые технологии. 2011. № 1. С. 174–179.
16. Социальная сеть «ВКонтакте». URL: vk.com (дата обращения: 15.05.2023).
17. Социальная сеть «Одноклассники». URL: ok.ru (дата обращения: 15.05.2023).
18. Мессенджер «Telegram». URL:telegram.org (дата обращения: 15.05.2023).
19. Видеохостинг «YouTube». URL: https://www.youtube.com/ (дата обращения: 15.05.2023).
20. Панич Н. А., Мороз Н. А. Репрезентация жизненного мира молодежи в социальных сетях // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4 (72). С. 54–58.
21. Домбровская А. Ю. Репрезентация гражданской активности российской молодежи в социальных медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 203–225. doi: 10.14515/monitoring.2021.6.2012.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 75 — 84
Скачиваний: 307