Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №2 Социальные сети молодежных сообществ: особенности контента
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Социальные сети молодежных сообществ: особенности контента

Маякова Елизавета Владимировна, Тер-Григорян Анна Эммануиловна, Блинова Александра Олеговна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-2-75-84

Информация об авторе:

Маякова Е. В., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Московский городской педагогический университет (2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226). Тер-Григорян А. Э., научный сотрудник, Московский городской педагогический университет (2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226). Блинова А. О., младший научный сотрудник, Московский городской педагогический университет (2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226).

Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, и молодежь – одна из самых активных групп на этих платформах. Цифровая среда существенно изменила формат коммуникаций, формируя иную коммуникационную культуру. Отобраны и изучены действующие площадки для онлайн-коммуникации: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, YouTube, составлен перечень формальных молодежных сообществ, выявлены типы, критерии отбора и специфика их формирования. На основе проведенных экспертных интервью с заместителями директоров по воспитательной работе, советниками по воспитанию, кураторами школ и колледжей определены молодежные сообщества, осуществляющие взаимодействие с образовательными организациями в рамках воспитательной работы через социальные сети: Российское движение детей и молодежи «Движение первых», Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи», Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», Всероссийский конкурс «Большая перемена», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Мосволонтер, Юные инспекторы движения России. Проанализированы официальные страницы/каналы молодежных сообществ в социальных сетях с целью выявления особенностей контента и деятельности сообществ, представлена сравнительная таблица характеристик молодежных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» по разработанным критериям. В заключении авторами были сделаны выводы о том, что ВКонтакте является самой востребованной социальной сетью среди молодежных организаций; мессенджер Telegram в основном полностью дублирует его содержание; основной контент, отражающий деятельность организаций офлайн, включает: новости о конкурсах, акциях, проведенных мероприятиях, посты, освещающие активность молодежных организаций вне рамок мероприятий и конкурсов; наибольший отклик у подписчиков вызывают викторины и голосования. Полученные результаты позволяют сделать выводы о возможности использования социальных сетей в построении воспитательного процесса в образовательных организациях.

Ключевые слова: социальные сети, воспитательная работа, контент, молодежные сообщества, молодежные организации

Библиография:

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся». Ст. 2, п. 2. URL: https://rg.ru/documents/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 02.06.2023).

2. Панченко И. М. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества? // Социология науки и технологий. 2018. № 2. С. 86–94. doi: 10.24411/2079-0910-2018-10006 (дата обращения: 15.05.2023).

3. Рогач О. В., Фролова Е. В. Анализ влияния социальных сетей на современных подростков: ключевые проблемы и деструктивные последствия // Вестник Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. 2022. № 2. С. 305–314. doi: 10.17072/2078-7898/2022-2-305-314 (дата обращения: 15.05.2023).

4. Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Зырянова А. В., Алехина Н. В., Грибачева Н. В., Цилицкий В. С. Сравнение форм воспитательной работы образовательных организаций в цифровом образовательном пространстве и предпочтений обучаемых // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 3. С. 7–30. doi: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01 (дата обращения: 15.05.2023).

5. Иванова Е. В., Барсукова Е. М., Маякова Е. В., Тер-Григорян А. Э. Устойчивые городские сообщества и их взаимодействие с социальными институтами // UniverCity: Города и Университеты: сб. ст. / под ред. С. Н. Вачковой, Н. И. Кондратьевой. Вып. 6. М.: Грин Принт, 2022. С. 23–40.

6. Росмолодежь. URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения: 15.05.2023).

7. Российское движение детей и молодежи «Движение первых». URL: https://будьвдвижении.рф (дата обращения: 15.05.2023).

8. Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи». URL: https://ruy.ru (дата обращения: 15.05.2023).

9. Всероссийское детско-юношеское движение «Юнармия». URL: https://yunarmy.ru (дата обращения: 15.05.2023).

10. Большая перемена. URL: https://bolshayaperemena.online (дата обращения: 15.05.2023).

11. Российское движение школьников. URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/рдш.рф (дата обращения: 15.05.2023).

12. Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». URL: https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/волонтерыпобеды.рф (дата обращения: 15.05.2023).

13. Мосволонтер. URL: https://mosvolonter.ru/o-nas (дата обращения: 15.05.2023).

14. Юные инспекторы движения России. Официальный сайт. URL: https://xn--d1ahba2alia5i.xn--p1ai/юидроссии. рф (дата обращения: 15.05.2023).

15. Пронина Н. А. Роль социальных сетей в системе воспитания школьников // Новые технологии. 2011. № 1. С. 174–179.

16. Социальная сеть «ВКонтакте». URL: vk.com (дата обращения: 15.05.2023).

17. Социальная сеть «Одноклассники». URL: ok.ru (дата обращения: 15.05.2023).

18. Мессенджер «Telegram». URL:telegram.org (дата обращения: 15.05.2023).

19. Видеохостинг «YouTube». URL: https://www.youtube.com/ (дата обращения: 15.05.2023).

20. Панич Н. А., Мороз Н. А. Репрезентация жизненного мира молодежи в социальных сетях // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4 (72). С. 54–58.

21. Домбровская А. Ю. Репрезентация гражданской активности российской молодежи в социальных медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 203–225. doi: 10.14515/monitoring.2021.6.2012.

mayakova_elizaveta_vladimirovna_75_84_2_54_2024.pdf ( 547.1 kB ) mayakova_elizaveta_vladimirovna_75_84_2_54_2024.zip ( 532.01 kB )

Выпуск: 2, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Страницы: 75 — 84

Скачиваний: 851

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ