О приоритетах образования в контексте глобальных проблем современного мира
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-2-85-94
В современном мире происходят серьезные социокультурные изменения и кризисные явления, носящие как локальный, так и глобальный характер. Образование, будучи по своей природе инерционной системой, не успевает за быстроменяющимся событиями, а потому постоянно должно прогнозировать и правильно выстраивать приоритеты своего развития. Исторический и культурологический анализ ситуации в России и странах западной цивилизации позволил выявить серьезные проблемы, которые невозможно решить без активного участия образования. Первая проблема обусловлена кризисом, продвигаемой Западом политикой глобализации и мультикультурализма. Примеры из истории и современности показывают, что приемлемое для одних стран часто становится разрушительным и губительным для других. Следовательно, стремление к общекультурной идентичности можно рассматривать сейчас лишь как очень отдаленную перспективу в эволюционном процессе развития человечества. Приоритетом же образования в наши дни должна стать целенаправленная помощь в осознании растущим человеком и конкретным народом своей культурной идентичности, формирование у них уважительного отношения к культурам других народов и дальнейшее осуществление на данной основе продуктивного межкультурного диалога. Другими глобальными проблемами, решение которых невозможно без деятельного участия образования, являются энергетический и экологический кризисы, а также навязываемая людям с ранних лет потребительская психология. Истоки у этих глобальных проблем общие и не связаны с политическим устройством государств. В истории человечества было как минимум два периода, когда люди оказывались на грани исчезновения. Каждый раз их спасало то, что они находили силы сознательно поменять свой образ жизни и самих себя на основе совместно принятых и общепризнанных ценностей и табу, то есть проявляли себя не только как существа разумные, но и как нравственные, духовные. Данный аспект слабо отражен в обосновании компетентностного подхода и в программных документах об образовании последних лет, принимаемых в России и мире. В русле компетентностного подхода важным приоритетом образования сегодня должно стать развитие у людей экологического сознания и признания приоритета духовных потребностей над потребностями материальными.
Ключевые слова: приоритеты современного образования, кризис современного образования, глобальные кризисы, культурная идентичность, компетентностный подход
Библиография:
1. Субетто А. И. Научно-образовательное общество – стратегия развития науки, образования и культуры в России XXI века и основа перехода к управляемому ноосферному развитию // Теоретическая экономика. 2017. № 1(37). С. 18–32.
2. Аверин А. Н., Ревягина Н. Г., Кондратенко Е. Н., Голубева М. О. Национальный проект по образованию о достижении национальных целей – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание личности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 3 (106). С. 128–131.
3. Писарчик А. С. Определение национальных и внешнеполитических приоритетов государства в условиях распространения глобальных вызовов // Научные труды республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки. 2018. № 17. С. 150–158.
4. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Донина И. А., Ушанова И. А. Методологические основания проектирования моделей управления многообразием в образовательных системах // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 231–335.
5. Певзнер М. Н., Петряков П. А. От многообразия педагогических концептов к педагогике и менеджменту многообразия: становление метатеории многообразия в российской педагогической науке // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 3 (15). С. 2–11.
6. Иванов Е. В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России. Великий Новгород: НовГУ, 2013. 380 с.
7. Степанов С. С. Вызовы и угрозы России в глобальном мире со стороны системы образования в аспекте национальной безопасности // Вестник МНЭПУ. 2015. Т. 7. С. 293–317.
8. Старцев А. А. Глобальные вызовы, угрозы и приоритеты национальной экологической политики // Чистая вода: проблемы и решения. 2009. № 1. С. 33–36.
9. Максютина Е. В. Изменяющийся мир труда: вызовы глобальной экономики // Региональный экономический журнал. 2014. № 3-4 (7-8). С. 47–53.
10. Максаков А. Д., Максакова В. И. Педагогическая антропология: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 293 с.
11. Кузнецов И. М. Ценностные ориентиры и социально-политические установки россиян // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 47–55.
12. Соловьева Т. С. Глобальные вызовы российской системы образования // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2019. № 9 (431). С. 201–209.
13. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7–14.
14. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: научно-метод. пособие. М.: Эйдос, 2013. 73 с.
15. Тимохина Г. С., Попова О. И., Изакова Н. Б. Моделирование цифрового имиджа преподавателя вуза // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. С. 613–636.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 85 — 94
Скачиваний: 311