Формирование учебно-деловой эпистолографической традиции в отечественной дидактике во второй половине XVII века
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-3-7-16
Преодоление хронологического разрыва между прошлым и настоящим является актуальным условием процесса дидактического традиционирования новой учебной дисциплины «Русский язык и деловая коммуникация». В то же время соотнесение содержательного и методического наполнения данной учебной дисциплины с историко-дидактическим континуитетом предполагает непосредственное обращение к тем историческим условиям, которые объективировали генезис и закрепление учебно-деловой эпистолографической традиции в отечественной дидактической практике. Комплексный анализ ситуативных изменений, вызванных во второй половине XVII в. началом процессов формирования регулярного государства, проведенный в рамках историко-антропологического и социокогнитивного подходов, позволил выделить ряд значимых оснований, которыми было обусловлено появление рукописных азбук-прописей с образцово-деловыми письмовниками. Появление и последующее распространение данного вида азбук является маркерно значимым документным фактом ментально-когнитивной перекодификации общественного сознания с тотальности сакрально-религиозных смыслов на параллелизм божественного промысла и секулярно-деловой семантики, когда упование на божественную справедливость сопрягалось с необходимостью следования в заданных рамках административно-бюрократического соответствия. Достигнутые в ходе исследования результаты позволяют утверждать о том, что процесс формирования отечественной учебно-деловой эпистолографической традиции изначально имел ситуативно объективированный и автохтонно заданный характер, тем самым определяя ее специфические черты, а именно утилитаризм, прескриптивность и дидактический прагматизм. При этом самим фактом распространения учебно-деловой эпистолографической традиции, которая, по сути, являлась вариантом дидактического опосредования надсословного принципа «государевой» службы, задавались житейско-практические основания для позитивной включенности в разворачивающиеся процессы формирования регулярного государства.
Ключевые слова: азбуки-прописи, образцово-деловой письмовник, обучение грамоте, прескриптивно-эпистолографический подход
Библиография:
1. Богоявленский С. К. Московский приказный аппарат и делопроизводство XVI–XVII веков. М.: Языки славянской культуры, 2006. 608 с.
2. Маркс Н. А. Азбука-пропись времен царя Михаила Феодоровича. М.: Московский археологический ин-т, 1911. 16 с.
3. Борисов В. А. Грамотность шуян в XVII и XVIII столетиях и сведения о находившихся в Шуе училищах // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 84. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1854. С. 53–61.
4. Беседа трех святителей / Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 3. С. 169–178.
5. Мордовцев Д. Л. О русских школьных книгах XVII века. М.: Тип. Московского императорского университета, 1862. 102 с.
6. Демков М. И. История русской педагогии: в 2 ч. Ч. I. 2-е изд., испр. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1899. 310 с.
7. Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы. 2-е изд. СПб.: Тип. Глазунова, 1919. 222 с.
8. Полоцкий С. Обед душевный. М.: Тип. Верхняя, 1681. 771 л.
9. Ninivita I. D. Commetarii grammatici. Parisiis. Ed: Officiana R. Stephani. 1537. 766 p.
10. Курбанов А. В., Спиридонова Л. В. Неопубликованное руководство братьев Лихудов по эпистолографии // Византийское содружество: традиции и смена парадигм: тезисы докладов XXII Всероссийской научной сессии византинистов. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2019. C. 92–93.
11. Яламас Д. А. Значение деятельности братьев Лихудов в свете греческих, латинских и славянских рукописей и документов из российских и европейских собраний: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М.: Тип. ГНЦ РФ «НИОПИК», 2001. 60 с.
12. Левшин Д. М. Пажеский Его Императорского величества корпус за сто лет. СПб.: Тип. Товарищество художественной печати, 1902. 720 с.
13. Качалов Н. В. Азбуки-прописи (выписки из рукописных азбук и прописей конца XVII в. и начала XVIII в.) // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. СПб.: Тип. Имп. акад. наук; М.: Тип. Семена, 1861. Кн. III. Отд. 3. С. 3–18.
14. Преображенский В. А. Азбука, или Прописи для чистописания в конце XVII в. Юрья Данилова сына Еремеева // Временник Московского общества истории и древностей российских. М., 1854. Кн. 20. С. 30–32.
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 7 — 16
Скачиваний: 201