Научно-исследовательская практика как средство формирования методологической культуры педагога-музыканта
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-3-47-53
Рассмотрена проблема недостаточной методологической грамотности педагогов-музыкантов, проанализированы причины ее возникновения в профессиональной среде и в системе музыкально-педагогической подготовки студентов. Это системное индифферентное отношение к школьному предмету «Музыка» как «периферийному», а также специфика профиля подготовки, обусловленная творческой природой содержания подготовки, предполагающей крайне важную и трудоемкую музыкально-исполнительскую подготовку. Обоснована роль учебной практики (научно-исследовательская работа) в пробуждении интереса к данному виду профессиональной подготовки, в вовлечении студентов в проектно-исследовательскую работу. Показаны ее положительное влияние и результативность, выраженные в активном участии в научно-исследовательских конференциях и научно-методических семинарах с докладами и публикацией научных статей, разработкой исследовательских творческих проектов. Приведены результаты анкетного опроса студентов 4-го курса, у которых ежегодно проводилась учебная практика (научно-исследовательская работа). Ответы испытуемых подтверждают рост их методологической грамотности, интерес, активность и результативность в проектно-исследовательской деятельности, ее положительное влияние на формирование методологической и в целом профессиональной культуры будущего учителя музыки.
Ключевые слова: методология, методологическая культура, учебная практика (научно-исследовательская работа), педагог-музыкант, педагог-исследователь
Библиография:
1. Коган Е. А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе // Человеческий капитал. 2020. № 8 (140). С. 179–187. doi: 10.25629/HC.2020.08.17
2. Арчажникова Л. Г. Профессия – учитель музыки. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 111 с.
3. Гильманов С. А. Об эффективности изучения музыки в общеобразовательной школе // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 1. С. 25–38.
4. Лотарева Т. Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов в учебном процессе; проблемы научнотворческого интереса и его отсутствия // Мир науки. 2016. Т. 4, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN216.pdf (дата обращения: 12.07.2023).
5. Румбешта Е. А., Войцеховская З. А. Взаимодействие школы и вуза при организации проектно-исследовательской деятельности школьников // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 4. С. 77–83. doi: 10 23951/2307-6127-2019-4-77-83
6. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 18.07.2023).
7. Новиков А. М. Методология художественной деятельности. М.: Эгвес, 2008. 72 с.
8. Методологическая культура педагога-музыканта: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.; под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. 272 с.
9. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ как метаметод педагогики музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 2. С. 13–22.
10. Бодина Е. А. О методологической подготовке педагога-музыканта // Образование и наука. 2014. № 3 (112). С. 22–34.
11. Воскрекасенко О. А. Учебная практика (научно-исследовательская работа) в системе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11. С. 127–131.
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 47 — 53
Скачиваний: 210