Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.07.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №3 Особенности адаптации к дошкольной образовательной организации детей, имеющих разный уровень здоровья
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Особенности адаптации к дошкольной образовательной организации детей, имеющих разный уровень здоровья

Ельникова Оксана Евгеньевна, Меренкова Вера Сергеевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-3-146-153

Информация об авторе:

Ельникова О. Е., кандидат психологических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28.1, Елец, Россия, 399770). Меренкова В. С., кандидат психологических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28.1, Елец, Россия, 399770).

Рассматривается вопрос о специфике приспособления соматически ослабленных детей к новой социальной ситуации при поступлении в дошкольную образовательную организацию (ДОО). Дана характеристика понятия «адаптация», проанализированы подходы к понимаю адаптации – биологический и социально-психологический, сделан акцент на характеристике групп здоровья, а также термина «соматически ослабленные дети». Представлены результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей адаптации к ДОО детей раннего возраста, имеющих разный уровень здоровья, через рассмотрение уровня их приспособления – адаптированности. Подавляющее большинство детей, относящихся к группе здоровых, имеют высокий уровень адаптированности. Такие дети во время нахождения в ДОО спокойные, радостные; у них отсутствуют капризы, реакции страха и протеста; они активно идут на контакт с группой сверстников и педагогами. У соматически ослабленных детей диагностируется средний или низкий уровень адаптированности. Представители данной группы демонстрируют нестабильное эмоциональное состояние, либо, наоборот, реакции отсутствуют вообще или могут характеризоваться тихим плачем, отсутствием активных движений, отсутствием попыток к сопротивлению, пассивным подчинением, подавленностью, напряженностью. Представленные в данной статье результаты позволяют заключить, что около 50 % детей случайно сгенерированной выборки имеют те или иные проблемы со здоровьем. Показано, что сложности, которые мешают соматически ослабленным детям в повседневной жизни, могут мешать им и в дальнейшем, в том числе в ходе адаптации к ДОО.

Ключевые слова: адаптация, уровень адаптированности, уровень здоровья, соматически ослабленные дети

Библиография:

1. Федотова Т. А., Кушнир С. М., Антонова Л. К., Усова Е. В. Микро- и макроэлементный состав слюны у часто болеющих детей, проживающих в различных экологически неблагоприятных условиях // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2012. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mikroi-makroelementnyysostav-slyuny-u-chasto-boleyuschih-detey-prozhivayuschih-v-razlichnyh-ekologicheski-neblagopriyatnyhusloviyah (дата обращения: 03.12.2023).

2. Коган Р. Б. Сдвиги в здоровье детей раннего возраста (1936–1961 гг.): автореф. дис. … д-ра мед. наук. М., 1965. 22 с.

3. Сидоркина Т. Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 22 с.

4. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практ. пособие / авт.-сост. Л. В. Белкина. Воронеж: Учитель, 2006. 235 с.

5. Николаева Е. И., Меренкова В. С. Влияние особенностей привязанности матери к ребенку первых лет жизни и ее реагирования в эмоциональной ситуации на здоровье ребенка // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 65–71.

6. Николаева Е. И., Меренкова В. С. Психологические и психофизиологические механизмы влияния качества ухода за ребенком на его здоровье // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 49–56.

7. Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы. М.: Институт психологии РАН, 2007.

8. Медведева С. С., Гусева И. В. Психолого-педагогические условия успешной адаптации в ДОУ // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 1, № 3 (4). С. 123–124.

9. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 275 с.

10. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Л. Г. Голубева, Г. В. Гриднева и др.; под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. М.: Медицина, 1980. 232 с.

11. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетом факторов анте- и постнатального риска // Российский педиатрический журнал. 2002. № 1. С. 61–63.

12. Жданова О. В. Соматически ослабленные дети: трудности обучения и особые образовательные потребности // Специальное образование. 2015. № XI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/somaticheski-oslablennyedeti-trudnosti-obucheniya-i-osobye-obrazovatelnye-potrebnosti (дата обращения: 05.12.2023).

13. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Национальный книжный центр, 2015. 72 с.

elnikova_oksana_evgenyevna_146_153_3_55_2024.pdf ( 399.34 kB ) elnikova_oksana_evgenyevna_146_153_3_55_2024.zip ( 391.64 kB )

Выпуск: 3, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 146 — 153

Скачиваний: 700

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ