Формирование позитивной профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в условиях индивидуализации образовательного процесса
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-3-25-34
Актуальность темы статьи обусловлена неоспоримой значимостью формирования профессиональной мотивации для академических достижений будущих педагогов в процессе обучения в высшей школе, их успешной профессиональной адаптации и самореализации в педагогической профессии. Индивидуализация образовательного процесса посредством выстраивания студентами индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) личностно-профессионального развития и получения образования выступает в качестве ключевого фактора, детерминирующего развитие позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов (свобода выбора учебных курсов, источников получения информации, методов и средств самостоятельной работы, удовлетворяющих потребность в автономии, компетентности, аффиляции). Одной из форм индивидуализации профессиональной подготовки будущих педагогов – студентов бакалавриата является организация образовательного процесса по схеме «2 + 2», или «2 + 3» (с двумя профилями), предоставляющей абитуриентам возможность поступления на укрупненную группу специальностей/направлений (УГСН) с последующим выбором направления подготовки и профилей образовательной программы после второго курса. Реализация в Московском городском педагогическом университете схемы обучения «2 + 2 (3)» выявила наличие у студентов трудностей, связанных с несформированностью навыков самостоятельной работы, саморегуляции учебной деятельности, ответственности за свой профессиональной выбор и т. п., что свидетельствует о взаимосвязи успешности обучения студентов по ИОТ с развитием профессиональной мотивации студентов (интерес к педагогической деятельности, осознание ее социальной значимости, активность, настойчивость, упорство в достижении цели и др.). Цель исследования – разработать структуру и содержание тьюторского сопровождения бакалавров педагогического образования с включением в него мотивационного обеспечения реализации ИОТ. Методы исследования: аналитический обзор отечественных и зарубежных научных источников, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение результатов, проектирование. Структуру тьюторского сопровождения образуют сформировавшиеся в образовательной практике вузов четыре взаимосвязанных этапа (информационно-диагностический, проектировочный, организационно-технологический, оценочно-рефлексивный). На каждом этапе тьютор в процессе субъект-субъектного взаимодействия с тьюторантом избирательно воздействует на его мотивационные состояния (желания, интересы, стремления, намерения и др.), побуждающие, направляющие и поддерживающие деятельность тьюторанта в процессе проектирования и реализации ИОТ.
Ключевые слова: студенты бакалавриата, позитивная профессиональная мотивация, индивидуальная образовательная траектория, мотивационное обеспечение, будущие педагоги
Библиография:
1. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 1. С. 67–87.
2. Ковалевич М. С. Индивидуализация образовательного процесса как условие проектирования профессиональной карьеры будущих специалистов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2 (113). С. 41–49.
3. Байбородова Л. В., Белкина В. Н., Груздев М. В., Гущина Т. Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (8). С. 7–21.
4. Graham M., Wayne I., Persutte-Manning S., Pergantis S., Vaughan A. Enhancing Student Outcomes: Peer Mentors and Student Transition // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2022. Vol. 34 (1). P. 1–14. URL: https://isetl.org/ijtlhe/pdf/IJTLHE4221.pdf (дата обращения: 12.06.2023).
5. Морозова И. С., Бугрова Н. А., Крецан З. В., Евсеенкова Е. В. Выбор студентом индивидуальной образовательной траектории: субъектная позиция и стратегии выбора // Психологическая наука и образование. 2023. № 2 (28). C. 30–45.
6. Карпова Е. В. Мотивационные и антимотивационные факторы «перевернутого обучения» // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 8–16.
7. Ryan R. M., Deci E. L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61. P. 1–11. doi: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych
8. Каитов А. П. Мотивационное обеспечение реализации индивидуальной образовательной траектории бакалавров педагогического образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3 (95). С. 118–123.
9. Weiner B. Human motivation: Metaphors, theories, and research. Newbury Park, CA: SAGE Publications, 1992. 391 p. URL: https://archive.org/details/humanmotivationm0000wein (дата обращения: 21.06.2023).
10. Sebesta A., Speth B. How Should I Study for the Exam? Self-Regulated Learning Strategies and Achievement in Introductory Biology // CBE – Life Sciences Education. 2017. Vol. 16 (2). P. 1–13. doi: 10.1187/cbe.16-09-0269
11. Góes N., Boruchovitch E. Estratégias de aprendizagem: como promovê-las? Petrópolis, RJ: Vozes, 2020. 126 p. doi: 10.5585/eccos.n57.19890
12. Higgins N., Frankland S., Rathner J. Self-Regulated Learning in Undergraduate Science // International Journal of Innovation in Science and Mathematics Education. 2021. Vol. 29 (1). P. 58–70. doi: 10.30722/IJISME.29.01.005
13. Essa E. K. Strategies for Self-regulated Learning and Associated Impact on Academic Achievement in an EFL Context // EduLine: Journal of Education and Learning Innovation. 2022. Vol. 2 (4). P. 533–540. doi: https://doi.org/10.35877/454RI.eduline1451
14. Ekici F., Atasoy B. mplementation of Strategy Instruction to Promote Pre-Service Chemistry Teachers’ SelfRegulated Learning Skills // Shanlax International Journal of Education, 2023. Vol. 11 (1). P. 1–25. doi: 10.34293/education.v11iS1-Jan.5863
15. Asyhari A., Islamia I. The Influence of Massive Open Online Courses (MOOCs) and Face-to-Face Learning on Motivation and Self-Regulated Learning (SRL) // Journal of Educational Online. 2023. Vol. 20 (1). P. 1–17. doi: 10.9743/JEO.2023.20.1.2
16. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 286 с.
17. Зеер Э. Ф., Степанова Л. Н. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов // Образование и наука. 2018. № 6 (20). С. 139–157.
18. Slepcevic-Zach P., Stock M. E-portfolio as a tool for reflection and self-reflection//Reflective Practice. 2018. Vol. 19 (2). P. 1–17. doi: 10.1080/14623943.2018.1437399
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 25 — 34
Скачиваний: 244