Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 29.05.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №4 Модели «Я» в зарубежной психологии
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Модели «Я» в зарубежной психологии

Дорфман Леонид Яковлевич

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-4-111-123

Информация об авторе:

Дорфман Л. Я., доктор психологических наук, профессор, Пермский государственный институт культуры (Парковый проспект, 33, Пермь, Россия, 614046).

Рассматриваются модели «Я», созданные в зарубежной психологии. Учитывается их место в теориях более широкого порядка. Методологические основания конструкта «Я» не рассматриваются, а берутся как предпосылки и основания, важные для понимания концептуальных истоков психологических моделей «Я». Предлагается классифицировать модели «Я» по их месту в теориях более широкого порядка. В связи с этим выделяются и различаются психодинамические, бихевиоральные, когнитивные, социально-психологические, нарративные, экзистенциально-гуманистические модели «Я». В психодинамических моделях «Я» относится к областям сознания и подсознания, рассматривая их совместно. При этом «Я» дифференцируется и расщепляется в результате дивергенции и фрагментации или, наоборот, характеризуется конвергенцией и возникновением целостного «Я». В бихевиоральных моделях показывается поведенческий взгляд на «Я». Оно определяет «Я» как текущие активности, включая внешнее поведение, вербальное поведение и висцеральную активность. Когнитивные модели содержат описания, предписания и ожидания об атрибутах и целях, относящихся к самосознанию человека. Когнитивное «Я» понимается как фильтр входящей информации. Социально-психологические модели рассматривают «Я» как субъекта и объекта, отношения, которым оно отделяет себя от самого себя. В нарративных моделях «Я» касается жизненных историй, которые реконструируют прошлое, обращаются к настоящему и воображаемому будущему в единстве. Это рассказы людей о себе. Экзистенциально-гуманистические модели имеют дело с «Я», которое склонно актуализировать себя. Это приводит к дифференциации, символизации опыта и переживания. Общей особенностью всех моделей «Я» является их фрагментация. Перспективу их интеграции можно отнести к отдаленному будущему.

Ключевые слова: зарубежные модели «Я», дифференциация «Я», психодинамическое «Я», поведенческое «Я», когнитивное «Я», социально-психологическое «Я», нарративное «Я», экзистенциально-гуманистическое «Я»

Библиография:

1. Аронова Е. А., Моросанова В. И. Типологическая структура самосознания и саморегуляции у старшеклассников // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1, № 1. С. 37–44.

2. Гершкович В. А., Фаликман М. В. Когнитивная психология в поисках себя // Российский журнал когнитивной науки. 2018. Т. 5, № 4. С. 28–46.

3. Дорфман Л. Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. С. 96–123.

4. Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. Четырехфакторный опросник Я: его концептуальный и психометрический анализ // Сибирский психол. журнал. 2020. № 75. С. 53–74. doi: 10.17223/17267080/75/4 (дата обращения: 17.06.2020).

5. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. 367 с.

6. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М.: Смысл, 1997. 63 с.

7. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1990. 107 с.

8. Петровский В. А. Конфигурации артефакта // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10, № 1. С. 63–78.

9. Петровский В. А. «Я» в персонологической перспективе. М.: Издат. дом НИУ ВШЭ, 2013. 502 с.

10. Тхостов A. Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) // Вестник Московского унта. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С. 3–13; № 3. С. 3–12.

11. Leary M. R., Tangney J. P. The self as an organizing construct in the behavioral and social sciences // Handbook of self and identity / eds. by M. R. Leary, J. P. Tangney. New York; London: The Guilford Press, 2003. P. 3–14.

12. Mischel W., Morf C. C. The self as a psycho-social dynamic processing system: A meta-perspective on a century of the self in psychology // Handbook of self and identity / eds. by M. R. Leary, J. P. Tangney. New York; London: The Guilford Press, 2003. P. 15–43.

13. Bhar S. S., Kyrios M. The self-concept: theory and research // The Self in understanding and treating psychological disorders. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. P. 8–18.

14. Tesser A., Martin L. Cornell D. On the substitutability of self-protective mechanisms // The psychology of action: Linking motivation and cognition to behavior. New York: Guilford, 1996. P. 48–68.

15. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: АСТ, 2007. 605 с.

16. Freud S. Introductory lectures on psychoanalysis. London: Penguin Books, 1991. 557 p.

17. Mannoni O. Freud: The theory of the unconscious. London: Verso, 2015. 224 p.

18. Watson A. Who am I? The self/subject according to psychoanalytic theory // SAGE Open. 2014. Vol. 4 (3). P. 1–14. doi: 10.1177/2158244014545971

19. Elliott A. Concepts of the Self. 3rd ed. Hoboken, NJ: Wiley, 2013. 200 p.

20. Westen D. The cognitive self and the psychoanalytic self: Can we put our selves together? // Psychological Inquiry, 1992. Vol. 3 (1). P. 1–13.

21. Юнг К. Г. Структура и динамика психического. М.: Когито-Центр, 2008. 478 с.

22. Klein M. Envy and gratitude and other works 1946–1963. New York, NY: Dell Publishing Co., 1977. 365 p.

23. Kohut H. The restoration of the self. New York, NY: International Universities Press, 1977. 345 p.

24. Skinner B. F. About behaviorism. New York: Knopf, 1974. 304 p.

25. Hayes S. C., Barnes-Holmes D., Roche B. Relational frame theory: A post-Skinnerian account of human language and cognition. New York, NY: Kluwer Academic/Plenum, 2001. 285 p.

26. Stewart I. A recent behaviour analytic approach to the self // European Journal of Behavioral Analysis. 2013. Vol. 14. P. 271–283.

27. Hayes S. C. Knowing selves // The Behaviour Therapist. 1995. Vol. 18. P. 94–96.

28. Skinner B. F. Science and human behavior. New York: Macmillan, 1953. 461 p.

29. Epstein R. Skinner as self-manager // Journal of Applied Behavior Analysis. 1997. Vol. 3. P. 545–568. doi: 10.1901/jaba.1997.30-545

30. Malone J. C., Cruchon N. M. Radical Behaviotism and the rest of psychology: A review precis of Skinner’s about Behaviorism // Behavior and Philosophy. 2001. Vol. 29. P. 31–57.

31. Carver C. S., Scheier M. F. On the structure of behavioral self-regulation // Handbook of self-regulation. San Diego: Academic Press, 2000. Р. 41–84. doi: 10.1016/B978-012109890-2/50032-9

32. Neisser U. Cognitive psychology. New York: Appleton, 1967. 351 p.

33. Kihlstrom J. F., Beer J. S., Klein S. B. Self and identity as memory // Handbook of self and identity. New York: Guilford Press, 2002. P. 68–90.

34. Aidman E., Carroll S. Implicit individual differences: Relationships between implicit self-esteem, gender identity and gender attitudes // European Journal of Personality. 2003. Vol. 17. P. 19–37.

35. Greenwald A. G., Banaji M., Rudnam L., Farnham S., Nosek B. A., Mellott D. A unified theory of implicit attitudes, stereotypes, self-esteem, and self-concept // Psychological Review. 2002. Vol. 109. P. 3–25.

36. Kihlstrom J. F., Mulvaney S., Tobias B. A., Tobis I. P. The emotional unconscious // Cognition and emotion. New York, NY: Oxford University Press, 2000. P. 30–86.

37. Barsade S. G., Ramarajan L., Westen D. Implicit affect in organizations // Research in Organizational Behavior. 2009. Vol. 29. P. 135–162.

38. Greenwald A. G., Banaji M. R. Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem, and stereotypes // Psychological Review. 1995. Vol. 102 (1). P. 4–27.

39. Greenwald A. G., Farnham S. D. Using the implicit association test to measure self-esteem and self-concept // Journal of personality and social psychology. 2000. Vol. 79 (6). P. 1022–1038.

40. Markus H. R., Wurf E. The dynamic self-concept: A social psychological perspective // Annual Review of Psychology. 1987. Vol. 38. P. 299–337.

41. Джеймс У. Принципы психологии. Глава Х. Сознание Я // Личность. Культура. Общество. 2018. Т. ХХ, вып. 1–2. С. 24–48.

42. James W. The principles of psychology (V. 1). London: Macmilian. 1890/1902. 627 p.

43. Fiske S. Social cognition. New York, NY: McGraw Hill, 1991. 717 p.

44. Danziger K. The historical formation of selves // Rutgers series on self and social identity. Vol. 1: Self and identity: Fundamental issues. Oxford University Press, 1997. P. 137–159.

45. Marschall C. Kant’s metaphysics of the self // Philosothers’ Imprint. 2010. Vol. 10, № 8. P. 1–21.

46. Mead G. H. Mind, self, and society / ed. By C. W. Morris. Chicago: University of Chicago, 1934. 400 p.

47. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York, NY: W H Freeman/Times Books/ Henry Holt, 1997. 604 p.

48. Bandura A. The evolution of social cognitive theory // Great minds in management. Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 9–35.

49. McAdams D. P., McLean K. C. Narrative identity // Current Directions in Psychological Science. 2013. Vol. 22 (3). P. 233–238. doi: 10.1177/0963721413475622

50. Singer J. A. Narrative identity and meaning making across the adult lifespan: An introduction // Journal of Personality. 2004. Vol. 72 (3). P. 437–460. doi: 10.1111/j.0022-3506.2004.00268.x

51. McLean K. C., Pasupathi M., Pals J. L. Selves creating stories creating Selves: A process model of self-development // Personality and Social Psychology Review. 2007. Vol. 11 (3). P. 262–278. doi: 10.1177/1088868307301034

52. Hermans H. J. M. Voicing the self: From information processing to dialogical interchange // Psychological Bulletin. 1996. Vol. 119. 1. P. 31–50.

53. Hermans H. J. M., Hermans-Konopka A. Dialogical self theory: Positioning and counter-positioning in a globalizing society. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2010. 392 p.

54. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: АСТ, 2024. 470 с.

55. Rogers C. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client–centered framework // Psychology: A Study of a Science. Vol. 3: Formulations of the Person and the Social Context. New York: McGraw Hill, 1959. 70 p.

56. Rogers C. On becoming a person. Boston: Houghton-Mifflin, 1961. 422 p.

57. Rogers C. R. The emerging person: A new revolution // Carl Rogers: The man and his ideas. New York: Dutton, 1975. P. 147–175.

58. May R. (Ed.) Existential psychology. New York: McGraw-Hill, 1961. 117 p.

59. May R. The discovery of being: Writings in existential psychology. (Reprint) New York: W.W. Norton, 1994. 192 p.

60. Frick W. Subpersonalities: Who conducts the orchestra? // Journal of Humanistic Psychology. 1993. Vol. 33. 2. P. 122–128.

61. Bogart V. Transcending the dichotomy of either ‘subpersonalities’ or ‘an integrated unitary self’ // Journal of Humanistic Psychology. 1994. Vol. 34. 2. P. 82–90.

dorfman_leonid_yakovlevich_111_123_4_56_2024.pdf ( 401.78 kB ) dorfman_leonid_yakovlevich_111_123_4_56_2024.zip ( 392.21 kB )

Выпуск: 4, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 111 — 123

Скачиваний: 682

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ