Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №5 Ценностные ориентиры современной молодежи и формирование функциональной грамотности студента: из опыта преподавания дисциплины «Основы российской государственности»
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Ценностные ориентиры современной молодежи и формирование функциональной грамотности студента: из опыта преподавания дисциплины «Основы российской государственности»

Сазонова Наталия Ивановна, Рудницкий Юрий Александрович

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-24-32

Информация об авторе:

Сазонова Н. И., доктор философских наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Рудницкий Ю. А., преподаватель, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Рассматривается опыт формирования функциональной грамотности студентов в рамках учебной дисциплины «Основы российской государственности». Материалом для анализа является опыт преподавания дисциплины «Основы российской государственности» в двух высших учебных заведениях, полученный в сентябре – декабре 2023 г. Показано, что опора на ценностные установки молодежи, в частности любовь к малой родине (региону), ценности творческой и профессиональной самореализации позволила стимулировать развитие читательской, коммуникативной и информационной грамотности: умение работать с текстами различной тематики, критически отбирать информацию, корректно представлять ее аудитории. Сделан вывод о том, что опора на базовые ценностные установки молодежи является достаточно результативным подходом в плане стимулирования интереса к изучению дисциплины и залогом формирования элементов функциональной грамотности студентов. Методические приемы такого формирования в рамках гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении могут быть предметом дальнейших дискуссий.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, информационная грамотность, ценности, молодежь, основы российской государственности, региональный патриотизм

Библиография:

1. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования // Наука и школа. 2021. № 1. С. 199–208.

2. Бахарева Е. В. Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы // Наука и школа. 2019. № 2. С. 54–55.

3. Юртаева О. А. Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 316–318.

4. Саметова Ф. Т., Мырзаханова Ф. М. Функциональная грамотность как один из показателей уровня социально-культурного развития человека // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. 2020. №2. URL: https://scientificreview.ru/ru/article/view?id=82 (дата обращения: 15.09.2024).

5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Икар, 2009. 448 с.

6. Горобец Л. Н., Бирюков И. В. , Попова Т. П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3. С. 84‒86.

7. Егорова Г. И., Семухин С. П., Егоров А. Н. Дискурс-анализ формирования функциональной грамотности будущих бакалавров в области экологизации профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 53–61.

8. Степанова Г. Б. Студенты о гуманитарных науках и технократическом мышлении // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 4. С. 145–155.

9. Письмо Минобрнауки России № МН-11/1516-ПК от 21.04.2023 г. «О направлении концепции учебно-методического комплекса модуля «Основы российской государственности». URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles//method/Ps_MON_MN_11_1516_PK_21042023.pdf (дата обращения 13.08.2024).

10. Зайцева С. А. Восприятие учебного курса «Основы российской государственности» студенческой молодежью московских университетов (по результатам глубинного исследования) // Россия: общество, политика, история. 2023. № 4 (9). С. 111–131. https://doi.org/10.56654/ROPI-2023-4(9)-111-131

11. Шохин В. К. Ценность // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. С. 320–323.

12. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955. 296 с.

13. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. M.: Академический Проект, 2001. 990 с.

14. Ценности молодежи // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения 13.08.2024).

15. Акутина С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников. М.: Академия, 2008. 232 с.

16. Коломиец О. П. Преподавание гуманитарных дисциплин с региональным компонентом в вузе (на примере Чукотского филиала ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова») // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 37–42.

17. Goncharova T. A. Using the memories of Tomsk Oblast inhabitants to teach regional history at school // Education & Pedagogy Journal. 2024. Vol. 2(10) P. 69–80.

18. Кудинов С. И., Кудинова И. Б., Кудинов С. С. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 2. С. 5–13.

19. Федотова Н. Г. Культурная память города: особенности репрезентации нарративов локального патриотизма в городской среде // Вестник Томского государственного университета. Серия: Культурология и искусствоведение. 2023. № 50. С. 153–165.

20. Дегтярева А. И. Краеведческое направление в социальной работе современных сельских библиотек (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Серия: Культурология и искусствоведение. 2017. № 27. С. 132–146.

sazonova_nataliya_ivanovna_24_32_5_57_2024.pdf ( 505.35 kB ) sazonova_nataliya_ivanovna_24_32_5_57_2024.zip ( 496.9 kB )

Выпуск: 5, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 24 — 32

Скачиваний: 806

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ