Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №5 Организация работы с контаминированным текстом в начальной школе
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Организация работы с контаминированным текстом в начальной школе

Лукьянова Наталья Николаевна, Фёдорова Ирина Витальевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-84-91

Информация об авторе:

Лукьянова Н. Н., кандидат филологических наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). Федорова И. В., старший преподаватель, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031).

Представлена организация работы с контаминированным художественным текстом в начальной школе. Охарактеризованы подходы к определению данного языкового явления. Раскрыта неоднозначность в понимании этой лингвистической дефиниции. Описаны виды работ в школьной практике с художественным текстом. Рассмотрены возникающие трудности при работе с контаминированными текстами в начальной школе. Обоснована необходимость ранней работы с такими текстами. На конкретном примере описаны особенности анализирующего наблюдения за языковыми свойствами контаминированного текста, которые позволяют сделать обучающимся вывод о признаках и свойствах контаминированных текстов. Разработаны вопросы, которые учитель может использовать в своей методической деятельности на уроке. Определены причины возникновения сложностей в обучении при работе с данными текстами.

Ключевые слова: младший школьник, структурно-смысловые типы речи, контаминация, методика развития речи, метапредметное умение, прием анализирующего наблюдения

Библиография:

1. Федеральная рабочая программа начального общего образования: Русский язык: URL: https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_po_uch.htm (дата обращения: 02.12.2023).

2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. 2-е изд., испр. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014. Ч. 2. 160 с.

3. Иванов С. В. Русский язык. 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учрежд.: в 2 ч. Ч. 2. М.: ВентанаГраф, 2013. 176 с.

4. Лаврова Н. А. Структурно-семантические и функциональные аспекты контаминации (на материале современного английского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 19 с.

5. Сковородников А. П. Контаминация словообразовательная // Культура русской речи: энцикл. слов.-справ. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 272–274.

6. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 283–291.

7. Омельченко Л. Н. Научная школа «функционально-смысловые типы речи»: состояние и перспективы // Банзаровские чтения. Улан-Удэ, 2022. С. 315–318. URL: https://my.bsu.ru/content/pbl/articles/article_1360.pdf (дата обращения: 02.12.2023).

8. Лукьянова Н. Н., Федорова И. В. К вопросу о трудностях при работе с контаминированными текстами в начальной школе // Психологическая культура и психологическое здоровье в современных региональных системах образования: материалы VII Международной научно-практ. конф. 2019. С. 176–178.

9. Лукьянова Н. Н., Федорова И. В. Контаминированный текст в начальной школе // Герценовские чтения. Начальное образование. 2020. Т. 11, № 1. С. 71–75.

10. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: КомКнига, 2007. 576 с.

11. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. М.: Просвещение, 2023. 160 с.

12. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. Литературное чтение. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2023. 223 с.

13. Цыбулько И. П., Крайник О. М., Соловьёва Т. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок // Педагогические измерения. 2021. № 3. URL: https://doc.fipi.ru/zhurnalfipi/PI-2021-03.pdf (дата обращения: 02.12.2023).

14. Сотова И. А. Функционально-смысловые типы речи: обобщающее повторение при подготовке к ЕГЭ // Русский язык в школе. 2018. № 3. С. 12–17. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32845027_60186593.pdf (дата обращения: 02.12.2023).

15. Сладков Н. И. Ивовый пир: Сказка. URL: https://skazki.rustih.ru/nikolaj-sladkov-ivovyj-pir/ (дата обращения: 02.12.2023).

16. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974. 261 с.

lukyanova_natalya_nikolaevna_84_91_5_57_2024.pdf ( 412.46 kB ) lukyanova_natalya_nikolaevna_84_91_5_57_2024.zip ( 398.94 kB )

Выпуск: 5, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Страницы: 84 — 91

Скачиваний: 650

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ