Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №5 Особенности мотивационной сферы студентов различных форм обучения
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Особенности мотивационной сферы студентов различных форм обучения

Гапонова София Александровна, Дятлова Ксения Дмитриевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-133-142

Информация об авторе:

Гапонова С. А., доктор психологических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603000). Дятлова К. Д., доктор педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (пр. Гагарина, 23, Нижний Новгород, Россия, 603095).

Статья посвящена исследованию мотивационной сферы студентов различных форм вузовского обучения. Отмечается, что особенности мотивационной сферы существенно влияют на удовлетворенность процессом обучения студентов и в конечном итоге – на реализацию их личностного потенциала в избранных видах профессиональной деятельности. Целью данного исследования является изучение мотивационной сферы личности студентов и выявление степени удовлетворенности – неудовлетворенности актуальных базовых потребностей: материальных, в безопасности, в межличностных отношениях, в уважении и самоактуализации, а также определение преобладающего типа мотивации (успеха или неудачи) с учетом формы обучения. В исследовании принимали участие 173 студента вторых курсов (26 юношей и 147 девушек): 85 студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина заочного отделения (НГПУ з/о) факультетов психологии и педагогики (41 человек), физической культуры и спорта (21 человек), гуманитарных наук (23 человека); 89 студентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского: 43 студента очно-заочной формы обучения факультета социальных наук (ННГУ оч./з) и 46 студентов очной формы обучения этого факультета (ННГУ оч.). Возраст студентов от 18 до 25 лет. Для диагностики актуальных базовых потребностей в материальном положении, в безопасности, в межличностных связях, в уважении, в самореализации применялась методика «Иерархия потребностей» в модификации И. А. Акиндиновой, позволяющая определить уровень удовлетворенности студентов. Для диагностики преобладающего типа мотивации использовалась методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А. А. Реана. Следует отметить, что большинство студентов всех изучаемых групп находятся на уровне частичной удовлетворенности потребностей. Достоверные различия между группами были выявлены по удовлетворенности межличностными отношениями, потребности в уважении и потребности в самореализации. Более высокий уровень мотивации успеха обнаружен у студентов заочной и очно-заочной форм обучения при сравнении с очниками. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что студенты разных форм обучения отличаются по уровню удовлетворенности базовых потребностей и преобладающему типу мотивации. При этом специфика удовлетворенности той или иной потребности связана с социальной ситуацией развития студентов.

Ключевые слова: мотивационная сфера, студенты очной, очно-заочной и заочной форм обучения, удовлетворенность базовых потребностей по А. Маслоу, мотивация успеха – неудачи

Библиография:

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 202 с.

2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352 с.

3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться // Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. С. 44–49.

4. Афанасенкова Е. Л. Различия в учебной мотивации студентов I и IV курсов гуманитарных направлений подготовки // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 72–80.

5. Гапонова С. А., Мартынова Н. А. Ценностно-мотивационные особенности студентов и тенденции их динамики // Акмеология. 2004. № 4. С. 78–84.

6. Жарких Н. Г., Костыря С. С. Учебная мотивация студентов в образовательном процессе вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 3 (92). С. 195–202.

7. Монгуш Ч. Н. Гендерные особенности мотивационных компонентов профессионального самоопределения студентов // Мир науки. 2017. Т. 5, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/03PDMN217.pdf.

8. Семилетова В. А., Горюшкина Е. С., Елфимова В. В. Гендерные особенности структуры учебной мотивации студентов младших курсов // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2021. № 85. С. 55–59.

9. Акиндинова И. А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2000. 157 с.

10. Афанасенкова Е. Л. Особенности структуры мотивов учения студентов педагогов-психологов // Известия Российской академии образования. 2011. № 4. С. 137–153.

11. Волкова Е. Н., Исаева О. М., Морева А. Н. Внутренняя мотивация деятельности современной молодежи как условие высоких достижений в сфере программирования: к вопросу определения понятия // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. С. 11.

12. Петерсон Л. Г., Агапов Ю. В. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2013. 64 с.

13. Гордеева Т. О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности // Психология в вузе. 2005. № 4. C. 3–27.

14. Мельников В. Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского гос. ун-та. Серия: Педагогические науки. 2016. № 5 (96). С. 61–64.

15. Дроздикова-Зарипова, А. Р., Муртазина, Э. И., Касимова, Р. Ш. Специфика учебной мотивации у работающих студентов – будущих педагогов-психологов // Казанский педагогический журнал. 2017. № 3. С. 1–5.

16. Герчиков В. И. Феномен работающего студента вуза // Социология образования перед новыми проблемами. М.; Омск, 2003. С. 310–324.

17. Юсупов В. З. Сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов вузов // Знание, понимание, умение. 2022. № 1. С. 226–236.

18. Чиркина С. Е. Мотивы учебной деятельности современного студента // Образование и саморазвитие. 2013. № 4 (38). С. 63–89.

19. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2004. С. 151–154.

20. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер., 2003. 392 с.

21. Ильин Е. И. Мотивация и мотив. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

22. Тимофеева О. В. Представления о карьере студентов с мотивацией достижения успеха и избегания неудачи // Акмеология. 2016. № 4 (60). С. 115–120.

23. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 672 с.

gaponova_sofiya_aleksandrovna_133_142_5_57_2024.pdf ( 674.66 kB ) gaponova_sofiya_aleksandrovna_133_142_5_57_2024.zip ( 636.94 kB )

Выпуск: 5, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 133 — 142

Скачиваний: 798

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ