Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 20.07.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №6 Современные школьные учебники в контексте задач обеспечения единого образовательного пространства и безопасности детства
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Современные школьные учебники в контексте задач обеспечения единого образовательного пространства и безопасности детства

Полева Елена Александровна, Червонный Михаил Александрович, Гельфман Эмануила Григорьевна, Кондратец Юлия Константиновна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-18-28

Информация об авторе:

Полева Е. А., кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Червонный М. А., доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Гельфман Э. Г., доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Кондратец Ю. К., младший научный сотрудник, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

В работе обсуждается широкий спектр вопросов, связанных с разработкой, оценкой и использованием учебников в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена вниманием государства и общества к задаче создания единого образовательного пространства с учетом национальных приоритетов и представлений о безопасности детства, что подчеркнуто в федеральном законе № 371-Ф3. Целью исследования является изучение вопроса соответствия учебников для общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования требованиям безопасности, содержательной актуальности, идейно-ценностного соответствия национальным приоритетам. В статье уделено внимание отечественным и зарубежным исследованиям, методическим материалам, посвященным учебникам, которые проходят периодическую экспертизу согласно национальным программам реформирования образования. Обзор литературы позволил выявить, что в зарубежных исследованиях содержания учебников аспект, связанный с безопасностью детства, практически не актуализирован; в отечественном нормативно-методическом поле он поставлен, но недостаточно изучен. Метод исследования – анализ экспертных мнений, осуществленный по результатам проведения семинара с участием более 50 специалистов, обладающих опытом оценки современных учебников. На основании обобщения и концептуализации мнений участников семинара определены актуальные и дискуссионные вопросы экспертизы современных учебников для школ и среднего профессионального образования. 1. Роль учебников в образовательном процессе, оценка их содержания и методического оснащения с точки зрения соответствия идее унификации образовательных стандартов и программ в стране. 2. Вопросы координации содержания учебных материалов между различными предметами. 3. Задача обеспечения доступности содержания учебников пониманию учащихся. 4. Возможности электронных версий учебников и интеграции интерактивных элементов в печатные версии для повышения эффективности обучения. 5. Проблемы, связанные с соблюдением требований безопасности детства, включая ограничение доступа к недостоверной или популяризирующей деструктивные ценности информации. Результаты исследования являются важным ресурсом для работы учителей, методистов, ученых и законодателей, так как содержат объективный анализ проблем разработки учебников и рекомендации по улучшению качества и повышению эффективности образовательных ресурсов в России.

Ключевые слова: учебник, экспертиза, образовательная политика, единое образовательное пространство, безопасность детства

Библиография:

1. Бражников М. А., Пурышева Н. С. Современный учебник физики. По страницам зарубежных учебников // Педагогическое образование в России. 2023. № 2. С. 165–181.

2. Александрова Е. В., Пешкова А. В. Реализация межпредметных связей физики и химии на примере линий учебников физики А. В. Грачева и химии Н. Е. Кузнецовой // Восточно-европейский научный журнал. 2015. № 4, ч. 2. С. 106–109.

3. Григорьева Е. Я. Подходы к оцениванию современных учебников иностранного языка // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: материалы V Международной научно-практической конференции, Будва, Черногория, 1–8 октября 2019 года / редколлегия: Г. В. Сороковых, О. И. Короленко, Е. Ю. Горбачева; отв. ред. и сост. Е. Я. Григорьева. М.: Московский городской педагогический университет, 2022. С. 43–56.

4. Степанова М. В., Шамов А. Н. Критерии экспертной оценки учебника по иностранному языку // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С. 86–102.

5. Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И. М. Осмоловской, В. В. Серикова. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. 180 с.

6. Кабардин О. Ф. Как оценить школьный учебник: проблемы экспертизы // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). С. 106–111.

7. Дружкова Н. И., Делия В. П., Жукова О. В., Горбачева А. Ю., Коровина О. Ю., Парамонова М. Ю. Как оценить учебник для системы среднего профессионального образования: проблемы экспертизы // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 273–281.

8. Алексеева В. В., Мушаков А. А., Павлов Е. А., Ратникова И. П., Соболева М. Л., Демина С. А. Участие профессионального сообщества в экспертизе учебников и учебных изданий, используемых при реализации программ среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 21–29.

9. Черемошкина Л. В. К вопросу об экспертизе учебников // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 2. С. 105–113.

10. Омаров С. К., Жунусова К. З., Смакова Д. Р., Айтказина Т. Д. Анализ и совершенствование системы экспертизы учебников и УМК в Казахстане // Вестник Карагандинского университета. 2023. № 3 (111). С. 229–243.

11. Литовченко О. В. Отношение учащихся 5–11 классов к школьному учебнику: результаты анкетирования // Человек и образование. 2012. № 1. С. 117–122.

12. Гершензон М. О. Художественная литература и воспитание // Ланин Б. А. Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 339 с. URL: https://studme.org/179396/literatura/gershenzon_hudozhestvennaya_literatura_vospitanie (дата обращения: 15.11.2023).

13. Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 121–123.

14. Рогановская Е. Н., Рогановский Н. М., Антонов В. А. и др. Школьный электронный учебник геометрии: концептуальные вопросы построения и применения // Информатизация образования. 2008. № 1 (50). С. 7–21.

15. Босова Л., Тарасова К. Электронный учебник: особенности представления образовательного контента // Образовательная политика. 2012. № 1 (57). С. 52–61.

16. Босова Л. Л., Зубченок Н. Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 3. С. 697–712.

17. Борисенко Н. А. Трансформация функций школьного учебника в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2022. Т. 86, № 7. С. 31–44.

18. Векслер В. А. Методические особенности разработки электронных учебников // Информационные технологии в образовании. 2023. № 6. С. 61–67.

19. Казабеева В. А. Из опыта создания электронных учебников по русскому языку для учащихся начальной школы в Республике Казахстан // Методики и технологии формирования мировоззрения, его ценностных аспектов и культурных кодов в современной системе образования: сборник статей и методических разработок курсов повышения квалификации в честь 200-летия со дня рождения педагога и писателя К. Д. Ушинского. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2023. С. 63–67.

20. Бокова Т. Н., Нин Х. Современные тенденции в обновлении школьных учебников за рубежом // Высшее образование сегодня. 2023. № 6. С. 25–29.

21. Тарева Е. Г., Павлова Е. О. Критерии выбора зарубежного учебника как средства подготовки обучающихся к межкультурному общению // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11, № 3. С. 121–130.

22. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 324 с. (Серия: Образовательный процесс).

poleva_elena_aleksandrovna_18_28_6_58_2024.pdf ( 365.4 kB ) poleva_elena_aleksandrovna_18_28_6_58_2024.zip ( 356.64 kB )

Выпуск: 6, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 18 — 28

Скачиваний: 526

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ