Конкурсы образовательных инноваций как драйверы и институции сопровождения цифровых инициатив инноваторов в образовании
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-50-62
В статье рассматривается роль конкурсов образовательных инноваций как механизма поддержки и сопровождения цифровых инициатив педагогов в условиях цифровизации образования. На примере конкурса инноваций в образовании (КИвО) проанализированы ключевые направления цифровых проектов, ориентированные на трансформацию образовательной практики. Выявлены основные категории представленных проектов, среди которых доминируют интерактивные образовательные платформы и технологии смешанного обучения. Значительная часть проектов нацелена на дополнение традиционных образовательных методов за счет цифровизации. Рассмотрены методики акселерации инновационных проектов, а также их вклад в профессиональное развитие педагогов и формирование инновационного образовательного сообщества. Теоретическая значимость статьи состоит в расширении понимания механизмов поддержки цифровой трансформации в образовании и роли конкурсов в развитии проектного мышления и инновационной культуры среди педагогов. В статье показывается, как конкурсы инноваций стимулируют внедрение низовых образовательных инноваций, предоставляют поддержку в виде ресурсов и экспертизы, а также формируют экосистему взаимодействия между участниками.
Ключевые слова: цифровизация образования, конкурсы образовательных инноваций, инновационные проекты, интерактивные образовательные платформы, педагогические инновации, конкурсы инноваций, акселерация проектов, проектное мышление
Библиография:
1. Бермус А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 1. С. 1–10
2. Национальные проекты России. Проект «Цифровая экономика». Описание. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/#section-description (дата обращения: 16.09.2024).
3. Rogers E. M. Diffusion of innovations. 5th ed. New York: Free Press, 2003. 576 p.
4. Taber K. S. Mediated Learning Leading Development – The Social Development Theory of Lev Vygotsky // Science Education in Theory and Practice. Springer, Cham., 2020. https://doi.org/10.1007/978-3-030-43620-9_19
5. Bui Hong T. M. Senge’s Learning Organization: Development of the Learning Organization Model // The Oxford Handbook of the Learning Organization, Oxford Handbooks (2019; online edn, Oxford Academic, 8 Jan. 2020). doi: 10.1093/oxfordhb/9780198832355.013.8
6. Mishra P., Koehler M. J. Technological pedagogical content knowledge: A framework for teacher knowledge // Teachers College Record. 2006. Vol. 108 (6). P. 1017–1054. doi: 10.1111/j.1467-9620.2006.00684.x
7. Бондаренко В. В., Полутин С. В., Юдина В. А. и др. Влияние цифровой трансформации системы российского высшего образования на необходимость развития компетенций и карьерного продвижения научно-педагогических работников // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 3 (112). С. 490–505.
8. Кларин М. В. Парадоксы инновационной образовательной практики: вызовы и выводы для теории непрерывного образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 6–18.
9. Stumbrienу D., Jevsikova T., Kontvaine V. Key factors infuencing teachers’ motivation to transfer technology – enabled educational innovation // Education and Information Technologies. 2024. Vol. 29. P. 1697–1731. doi: 10.1007/s10639-023-11891-6
10. McConnell M., Montplaisir L., Offerdahl E. A model of peer effects on instructor innovation adoption // International Journal of STEM Education. 2020. Ed. 7. Article number 53. doi: 10.1186/s40594-020-00255-y
11. Землина Е. М. Акселерационные программы как средство формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 107–110.
12. Njoku C., Green Hofer S., Sathyamoorthy G., Patel N., Potts H. W. The role of accelerator programmes in supporting the adoption of digital health technologies: A qualitative study of the perspectives of small- and medium-sized enterprises // Digit Health. 2023. Vol. 9. 10 p. doi: 10.1177/20552076231173303
13. Шахова Н. В., Петухова А. Н. Влияние вознаграждений на инновационное поведение работников // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2012. № 16. С. 164–173.
14. Бердашкевич А. П. Об уточнении понятия «грант» в российском законодательстве // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2003. Т. 3. С. 8–19.
15. Best Practices in Education Grant Making. The Center on Philanthropy Indiana University, 2009. URL: https://scholarworks.indianapolis.iu.edu/server/api/core/bitstreams/863d67d8-e909-43dc-8b2b-903448e38480/content (дата обращения: 18.09.2024).
16. Romrell D., Kidder L. K., Wood E. The SAMR Model as a Framework for Evaluating mLearning // Journal of Asynchronous Learning Network. 2014. Vol. 18, № 2. 15 p. https://doi.org/10.24059/olj.v18i2.435
17. Помулев А. А. Искусственный интеллект как объект стоимостной оценки // Имущественные отношения в РФ. 2022. № 6 (249). С. 42–56.
18. Воронин Д. М. Использование инструментов расширенной реальности в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 51–55.
19. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. О ценностном смысле социокультурной модернизации образования: от реформ – к реформации // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2019. № 1. С. 18-43.
20. Королева Д. Генезис и прогнозный потенциал экосистемного подхода в образовании // Форсайт. 2023. Т. 17, № 4. С. 93–109.
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 50 — 62
Скачиваний: 25