Междисциплинарность в высшем педагогическом образовании: из опыта преподавания естественно-научных дисциплин
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-63-71
Актуализируется необходимость построения образовательных программ педагогических направлений и профилей подготовки в вузе в соответствии с их междисциплинарным содержанием в логике реализации нового национального проекта «Кадры». Показывается междисциплинарный характер естественно-научных и гуманитарных дисциплин, преподаваемых в педагогическом университете в соответствии с принципами интеграции и комплексности, учитываемыми при создании единого междисциплинарного пространства взаимодействия, снимающего привычные ограничения (барьеры) в реализации образовательных программ вуза. Целью исследования является переосмысление сущности понятия «междисциплинарность» на примере преподавания естественно-научных дисциплин в педагогическом университете. Реализация принципов интеграции и комплексности рассматривается через междисциплинарное содержание естественно-научных дисциплин при составлении интеграционных и систематизирующих таблиц, сравнении масштабов различных объектов, написании эссе, решении ситуационных задач, эффективно применяемых в высшем педагогическом образовании. Использование таких методов и форм позволяет обучающимся университета выйти за узкие рамки отдельных дисциплин, осуществить интеграцию и продемонстрировать комплексный взгляд на мир, осознавая единство и взаимосвязь человека, природы, науки и искусства.
Ключевые слова: междисциплинарность, естественно-научное и гуманитарное знание, принципы интеграции и комплексности, педагогическое образование, высшая школа
Библиография:
1. Гусева А. И., Калашник В. М., Каминский В. И., Киреев С. В. Анализ показателей эффективности университетов – участников исследовательского трека программы «Приоритет-2030» // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 3. С. 49–63.
2. Шехонин А. А., Вознесенская А. О., Бахолдин А. В., Гаврилина О. А. Подготовка конкурентоспособных выпускников международного уровня на основе образовательного стандарта Университета ИТМО // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 5. С. 9–17.
3. Подуфалов Н. Д. Междисциплинарные исследования в области наук об образовании в контексте деятельностного подхода // Педагогика. 2024. Т. 88. № 5. С. 5–16.
4. Калина И. И. Междисциплинарность: учителям легче, ученикам полезнее // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 8–17.
5. Швец И. М., Мальцева А. А. Междисциплинарность: от межпредметности к инкультурации / Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 4 (44). С. 216–223.
6. Пурышева Н. С., Ромашкина Н. В., Крысанова О. А. О метапредметности, методологии и других универсалиях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1 (1). С. 11–17.
7. Нехамкин В. А. Междисциплинарность в современном гуманитарном познании: тенденции, итоги и перспективы развития // Социум и власть. 2019. № 2 (76). С. 96–105.
8. Киященко Л. П., Моисеев В. И. Философия трансдисциплинарности. М.: ИФРАН, 2009. 205 с.
9. Подуфалов Н. Д. К вопросу проведения междисциплинарных исследований в области наук об образовании (о формировании актуальных психолого-педагогических тематик диссертационных исследований) // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении / Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалов, М. Н. Стриханов. М.: Экон-Информ, 2023. С. 62–85.
10. Медная Т. А. Междисциплинарность современного образования // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. № 3. С. 845–851.
11. Митусова О. А. Стратегии включения студентов/выпускников вузов в образовательные траектории Европы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 2. С.69–74.
12. Чиркунова Е. К., Шехова Н. В. Компетентностный подход в организации и оценивании подготовки бакалавров // Инновации в системе высшего образования: материалы Международной научно-методической конференции. Кинель: СГСХА, 2017. C. 175–179.
13. Лазарева А. И физики, и лирики. Почему междисциплинарный подход к обучению важен? // Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». URL: https://urok.hse.ru/news/588933464.html (дата обращения: 05.07.2024).
14. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. М.: Академия, 2003. 608 с.
15. Скрипко З. А. Формирование метапредметных знаний в процессе изучения естествознания в средней школе // Физика в школе. 2018. № S2. С. 189–194.
16. Приходько М. А., Смирнова О. Б. Ситуационные задачи как средство интеграции фундаментальных и специальных знаний // Интернет-журнал «Мир науки». 2018 № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN318.pdf (дата обращения: 05.07.2024).
17. Нерадовская О. Р., Стародубцев В. А. Личностно-профессиональный портрет будущего педагога // Педагогическое образование в России. 2024. № 1. С. 117–129.
18. Поздеева С. И. Профессиональное развитие педагога как ответ на внешние актуальные вызовы // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2022. Вып. 2 (62). С. 40–47. doi 10.23951/2307-6127-2022-2-40-47
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 63 — 71
Скачиваний: 38