Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 29.05.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №6 Связь эмоционального интеллекта и самоотношения у представителей разных типов профессий
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Связь эмоционального интеллекта и самоотношения у представителей разных типов профессий

Ланских Марина Васильевна, Гут Юлия Николаевна, Гасанова Дарья Романовна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-93-102

Информация об авторе:

Ланских М. В., кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (ул. Победы, 85, Белгород, Россия, 308015). Гут Ю. Н., доцент, кандидат психологических наук, профессор, Самаркандский государственный университет им. Ш. Рашидова (Университетский бульвар, 15, Самарканд, Респулика Узбекистан, 140104); ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ул. Моховая, 9, стр. 4, Москва, Россия, 125009). Гасанова Д. Р., магистр психологии, ACT-терапевт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (ул. Победы, 85, Белгород, Россия, 308015).

Преобразования, происходящие в современном обществе, с каждым годом все больше усложняют содержание любой профессиональной деятельности, что приводит к изменениям в деловой среде организации, и прежде всего в межличностном общении и взаимоотношении между ее сотрудниками. Формирование навыков эффективного общения на сегодняшний день является важным и необходимым условием развития каждого сотрудника организации. Те сотрудники, которые смогут развить у себя на высоком уровне эмоциональный интеллект, т. е. научатся регулировать свои эмоциональные состояния, понимать эмоции и чувства окружающих и ориентироваться на них в процессе взаимодействия, смогут эффективно достигать поставленные перед ними цели и быть успешными в своей сфере деятельности. Поэтому можно предположить, что у представителей разных типов профессий эмоциональный интеллект имеет свои особенности, а специфика профессиональной деятельности человека будет оказывать воздействие на характер связей между показателями эмоционального интеллекта и самоотношения. Исследование проводилось на базе центров, оказывающих психологическую помощь, дизайнерских агентств и компаний в области продвижения современных информационных технологий г. Белгорода. В качестве диагностического инструментария применялся Опросник эмоционального интеллекта К. Барчард (адаптация Г. Г. Князева и др.) и Тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева. В тестировании участвовали 32 психолога, занимающихся частной практикой, 27 дизайнеров интерьеров, создающих дизайн-проекты жилых и офисных помещений, и 34 IT-специалиста, разрабатывающих и внедряющих программные продукты. Полученные в ходе исследования данные и их анализ позволили сделать вывод о том, что уровень развития эмоционального интеллекта и практически всех его показателей преобладает у психологов. Установлено, что на характер связей между показателями эмоционального интеллекта и самоотношения оказывает воздействие специфика профессиональной деятельности каждой рассматриваемой выборки.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, самоотношение, психологи, дизайнеры интерьеров, IT-специалисты, экспрессивность, эмпатия, сопереживание, аутосимпатия, самоинтерес, самопринятие, самообвинение

Библиография:

1. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, cognition and personality. 1990. Vol. 9, № 3. Р. 185–211.

2. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тезисы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. С. 25–26.

3. Карпов А. В., Петровская А. С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика. Ярославль: ЯрГУ, 2008. С. 344.

4. Ланских М. В., Гасанова Д. Р. Особенности эмоционального интеллекта у представителей разных профессий // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2023. № 2. С. 52–58.

5. Соловьева О. В., Бондаренко О. С. Эмоциональный интеллект в структуре профессионально важных качеств психолога разной профессиональной направленности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 465–469.

6. Шорина А. Эмоциональный интеллект: что это, как и для чего его развивать // Точка зрения от школы Bang Bang Education: электронный журнал. URL: https://bangbangeducation.ru/point/psikhologhiia/chto-takoeemoczionalnyj-intellekt (дата обращения: 10.12.2023).

7. Шлыкова Т. Ю., Бараева Е. И., Кулыба В. В., Демьянчик Е. А. Эмоциональное выгорание как фактор снижения эмоционального интеллекта в деятельности инженеров-программистов компаний IT // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2017. № 17-3. С. 427–435.

8. Степанов И. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 110–115.

9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: АСТ; АСТ Москва; Хранитель, 2012. С. 478.

10. Андреева И. Н. Интегративная модель эмоционального интеллекта // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2019. № 1. С. 125–133.

11. Обухова Ю. В., Бороховский Е. Ф. Эмоциональный интеллект как фактор успешной самореализации студентов социономических и биономических типов профессий // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 2. C. 40–51. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2021_n2 (дата обращения: 10.12.2023).

12. Sergienko E., Khlevnaya E., Osipenko E. Development of an objective methodology for measurement of emotional intelligence. Emotional intelligence and socio-demographics of employees in Russian organizations // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 1. С. 45–61. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/en/2020-10-1/352984892.html (дата обращения: 08.12.2023).

13. Панкова Т. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности руководителя // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 2 (10). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/943 (дата обращения: 08.12.2023).

lanskikh_marina_vasilyevna_93_102_6_58_2024.pdf ( 933.73 kB ) lanskikh_marina_vasilyevna_93_102_6_58_2024.zip ( 920.59 kB )

Выпуск: 6, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 93 — 102

Скачиваний: 479

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ