Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 26.05.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №6 Соотношение профессиональной идентичности и креативности студентов-психологов
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Соотношение профессиональной идентичности и креативности студентов-психологов

Мухина Светлана Еруслановна, Мухин Всеволод Вячеславович

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-114-124

Информация об авторе:

Мухина С. Е., кандидат психологических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет (ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126). Мухин В. В., специалист по тестированию, МТС Диджитал (пр. Андропова, 18, Москва, Россия, 115432).

Профессиональная идентичность является залогом успешной деятельности и максимально эффективного применения потенциала специалиста. Цель исследования – изучить взаимосвязь профессиональной идентичности с креативностью у студентов-психологов. Методологической основой исследования выступили работы отечественных психологов по профессиональной идентичности: Л. Б. Шнейдер, Е. П. Ермолаевой, Д. И. Завалишиной, А. В. Эбича, А. А. Азбель и др. В эмпирическом исследовании был применен комплекс психологических методик: методика креативности Э. Торренса, методика вербальной креативности С. Медник, методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель, тест на определение профессионального типа личности Дж. Холланда. Эмпирическая выборка составила 80 студентов психологического факультета Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) в возрасте от 18 до 21 года, их них 70 девушек и 10 юношей. Результаты исследования показали: почти половина студентов-психологов демонстрируют сформированную профессиональную идентичность, значительное количество испытуемых находятся в кризисе выбора профессиональной идентичности; большинство респондентов относятся преимущественно к социальному и артистическому профессиональным типам личности. Выявлены взаимосвязи между статусом профессиональной идентичности и креативностью. Сформированный статус профессиональной идентичности взаимосвязан со способностью выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных, открытостью новому. В качестве пути преодоления кризиса идентичности для студентов-психологов предложено внедрить в образовательный процесс формы обучения, способствующие развитию креативности, и уделить внимание практической подготовке.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональный тип личности, креативность

Библиография:

1. Малютина Т. В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты // Омский научный вестник № 5. 2014. С. 149–152.

2. Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб.: Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2004. 18 с.

3. Жукова Е. Н. Взаимосвязь профессиональной идентичности и самоотношения у студентов творческих профессий // Российский экономический вестник. 2022. Т. 5, № 3. С. 47–53.

4. Косарева А. Б. Специалист-психолог: его важнейшие сферы профессиональной деятельности, личностные качества, особенности их оценки // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2007. № 2. С. 62–68.

5. Карымова О. С. Особенности профессиональной идентичности и представлений об идеальном профессионале студентов-психологов // Вестник ОГУ. 2017. № 11 (211). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-identichnosti-i-predstavleniy-ob-idealnom-professionale-studentov-psihologov (дата обращения: 14.10.2023).

6. Dollinger S. J. Much more than selfies: Autophotography, individuality and creativity // Cambridge handbook of creativity and personality research. 2017. P. 323–353.

7. Ермолаева Е. П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Институт психологии РАН, 2008. 347 с.

8. Кочнева Е. М., Блохина М. А., Лебедева Е. Г. Профессиональная идентичность как предмет психологических исследований // Мир науки. 2018. Т. 6, № 3. С. 67.

9. Эбич А. В. Формирование профессиональной идентичности психотерапевта // Психическое здоровье. 2009. Т. 7, № 7 (38). С. 48–51.

10. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль: МАПН, 2013. 132 с.

11. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции // Мир психологии. 2001. № 1 (25). С. 64–78.

12. Daniel L. M. Role confl icts between the traditional identity and professional identity of Indian women psychologists: PhD diss. kand. psy. sciences. Massachusetts, 2006. 45 p.

13. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge University Press, 1982. 546 р.

14. Marcia J. E. Identity and Psychosocial Development in Adulthood. Identity, 2002. 2(1). P. 7–28.

15. Rodrigues A., Stobäus C. Identity as Study Object of Positive Psychology // Creative Education. 2016. Vol. 7, № 8. P. 3–16.

16. Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений (Адаптация теста Д. Голланда «Самонаправленный поиск»). Руководство. Ярославль: Психодиагностика, 1993. 87 с.

17. Воронин А. Н. Диагностика невербальной креативности: краткий вариант теста Э. Торренса // Методы психологической диагностики. М., 1994. С. 5–39.

18. Подгузова Е. Е. Креативность личности: возможности развития в условиях вуза. Смоленск: СГИИ, 2001. 119 с.

19. Воронин А. Н., Галкина Т. В. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста Медника) // Методы психологической диагностики. М., 1994. C. 40–81.

20. Мухина С. Е. Психолого-педагогические условия для саморазвития студентов в высшей школе // Социокультурные проблемы современного человека, Новосибирск, 17–18 мая 2018 г. Ч. 2. Новосибирск: НГПУ, 2018. С. 107–115.

21. Зыбина Л. Н., Мухина С. Е. Педагогическая психология. Новосибирск: НГПУ. 2019. 317 с.

mukhina_svetlana_eruslanovna_114_124_6_58_2024.pdf ( 604.51 kB ) mukhina_svetlana_eruslanovna_114_124_6_58_2024.zip ( 594.52 kB )

Выпуск: 6, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 114 — 124

Скачиваний: 403

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ