Стереотипы, установки, предрассудки и предубеждения в профессиональной педагогической деятельности сельских учителей
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-134-143
Рассматривается вопрос формирования новых стереотипов профессиональной педагогической деятельности, которые могут заменить негативные и устаревшие, деструктивно влияющие на результат труда сельских учителей, который, по сравнению с городскими, осложняется особенностями функционирования образовательной организации в сельской местности. Доказывается тезис о том, что полифункциональная деятельность сельского педагога способствует формированию особых стереотипов, в первую очередь связанных с организацией образовательного процесса (в том числе о значении малочисленных школ и их реструктуризации, использовании сетевых механизмов, проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и др.). В число таких представлений, сформировавшихся в 60–90-е годы среди педагогов сельских школ (в первую очередь малочисленных), входит твердая уверенность части учителей и руководителей о «второсортности» работников данной группы общеобразовательных организаций, низком качестве их деятельности. Осуществлен анализ понятий «стереотипы», «установки», «предрассудки», «предубеждения» в профессиональной педагогической деятельности сельских учителей. На основе сравнительных характеристик выявлены общие и отличительные черты перечисленных психологических явлений, которые можно использовать при работе по формированию стереотипов профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая деятельность, стереотипы, установки, предубеждения, предрассудки, сельские учителя
Библиография:
1. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 412 c.
2. Обоянцева О. В. Условия формирования кадрового ресурса нового типа как механизма комплексных структурных изменений малокомплектных школ Томской области // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 12 (90). С. 51–56.
3. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: АН СССР Институт психологии, 1986. 254 c.
4. Шмелёв А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. 158 c.
5. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 489 с.
6. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 126–130.
7. Мурадян С. А. Гносеологический анализ проблемы стереотипа. Ереван, 1977. 168 c.
8. Узнадзе Д. Н Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. 210 c.
9. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89–105.
10. Чарквиани Д. А. Мотивационные и структурные характеристики социальных установок: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Тбилиси, 1989. 49 с.
11. Pattern and growth in personality by Allport, Gordon W. (Gordon Willard), 1897–1967. Р. 593.
12. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. 166 с.
13. Thurstone L. L. The Measurement of Social Attitudes // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1931. № 26. Р. 249–269.
14. Артемов В. Л. Стереотипизация сознания – секрет воздействия средств массовой информации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. № 3. С. 43–52.
15. Установка // Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. 800 с.
16. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2001. 123 c.
17. Джавахишвили Е. В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки: дис. … канд. психол. наук. Тбилиси, 1988.119 c.
18. Мотивация // Социология: энциклопедия. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 593.
19. Мотив // Социология: энциклопедия. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 591.
20. Социологический словарь. М.: Экономика, 2000. 428 c.
21. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Профессиональный учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 112.
22. Социология: энциклопедия. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 1272.
23. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
24. Пивоварова А. В. Концепция социального действия М. Вебера как теоретическая основа изучения стереотипов профессиональной педагогической деятельности // Миссия педагога в новой реальности: материалы Международной научно-практ. конф. Томск: ТГПУ, 2023. С. 436–439.
25. Мурадян С. А. Гносеологический анализ проблемы стереотипа: дис. … канд. филос. наук. Ереван, 1977. 168 c.
26. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы: справочное издание. М., 1992. С. 56.
27. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Академический проект, 2020. 428 с.
28. The nature of prejudice. Gordon Willard, 1897–1967.
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 134 — 143
Скачиваний: 29