Опыт исследования категории «развитие» в системе программно-методического обеспечения дошкольного образования
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-7-17
Педагогическая категория «развитие» понимается в качестве стержневого остова системы программно-методического обеспечения дошкольного образования (ДО), придающего ему гуманистическую устремленность, ценностно-смысловую обусловленность и функциональное разнообразие. Проблема исследования характеризуется противоречием между непрерывно усложняющимся разнообразием категории «развитие» в текстах программно-методического обеспечения, предъявляемых педагогу, и отсутствием у него необходимых представлений о принципах и методах их преобразования в практическую деятельность. Раскрывается специфика смыслового контекстного анализа категории «развитие». Осуществленная периодизация программно-методического обеспечения ДО за последние 60 лет позволила установить закономерность объективно протекающих изменений в области развития и воспроизводства его содержания. Содержание категории «развитие» представлено совокупностью смысловых контекстов: о развитии как механизме ДО; общем развитии дошкольников (личности, психики, физического, духовно-нравственного и др.); о развитии в разных видах деятельности; о развитии содержания и системы ДО; о профессионально-педагогическом развитии; об условиях и факторах реализации категории развития; о диагностике развивающего образования. Статистически значимый рост степени насыщенности смысловым содержанием категории «развитие» установлен во всех контекстах, начиная со второго периода, главным образом под воздействием созданной «Концепции дошкольного воспитания» (1989), положившей начало переходу на личностно ориентированное образование и повышению в современном периоде его функционирования. Контекст о профессиональном развитии педагога усилился лишь в современном периоде. С позиций глубинного анализа смысловых контекстов категории «развитие», задающих программно-методическое обеспечение содержания ДО (образовательных стандартов прежде всего), заметна тенденция усиления обобщающих значений и уменьшение конкретизаций описательного свойства, которые отдаются на откуп педагогам и воспитателям. Структуру смысловых контекстов категории «развитие» целесообразно считать инвариантом организации и проектирования программно-методического обеспечения содержания дошкольного образования. Работа выполнена на большом объеме научно-практического материала текстовой реальности научных и предметно-методических знаний о ДО.
Ключевые слова: категория, контекст, программно-методическое обеспечение, развитие, смысл
Библиография:
1. Кривых С. В. Категория «развитие» в цели и содержании образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2000. Вып. 8 (24). С. 3–9.
2. Нечаев Н. Н. Категория развития как основа психолого-педагогических исследований образования // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 3. С. 57–66. doi: https://doi.org/10.17759/chp.2018140305
3. Закон РФ «Об образовании». URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120330235140.pdf (дата обращения: 07.06.2023).
4. Программа воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз, 1962. 192 с.
5. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. М.: Просвещение, 1984. 174 с.
6. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 № 7/1). URL: https://ds3nkz.edu.yar.ru/kontseptsiya_doshkolnogo_obrazovaniya.pdf (дата обращения: 01.05.2023).
7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: https://school-n4.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/33_profstandart.pdf (дата обращения: 01.05.2023).
8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://sh-trubichinskayar49.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_doshkol_nogo_obrazovaniya.pdf (дата обращения: 11.08.2023).
9. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (2022). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 14.08.2023).
10. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи / под ред. В. К. Рябцева. М., 2019. 488 с. URL: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/4cf/4cff5a8d4e3d42095be41f2309c56ac7.pdf (дата обращения: 15.08.2023).
11. Аверьянов Л. Я. Контент-анализ: учебное пособие [для студентов, преподавателей, филологических факультетов высших учебных заведений]. М.: КноРус, 2009. 450 с.
12. Зверев С. М., Слободчиков В. И. Инновационное проектирование образования: от прототипа к прецеденту // Педагогика. 2018. № 4. С. 3–10.
13. Слободчиков В. И., Зверев С. М. Ключевые категории мышления профессионального педагога. Введение в антропологию образования. Вып. 1. М.: Спутник+, 2013. 108 с. (Серия: «Книга под рукой» – библиотека профессионального педагога).
14. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. 153 с.
15. Слободчиков В. И. Антропологический смысл дошкольного детства // Практикум по преобразованию ФГОС ДО в образовательную программу дошкольного образования / под ред. Н. В. Амяги, С. М. Зверева М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 219 с.
16. Остапенко А. А. Типология педагогической диагностики: антропологический подход. Школьные технологии. 2014. 31. С. 5–6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-pedagogicheskoy-diagnostikiantropologicheskiy-podhod (дата обращения: 11.07.2023).
17. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Таксономия образовательных целей педагогов и родителей дошкольников в контексте требований федерального образовательного стандарта. Образование и наука. 2016. № 7 (136). С. 88–104.
18. Богуславская Т. Н. Развитие содержания дошкольного образования в отечественной педагогике конца ХХ века // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6-1 (25). С. 130.
19. Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Эгвес, 2010. 208 с.
20. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. Т. 2: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 7 — 17
Скачиваний: 36