Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 26.05.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №1 Самообразование в повышении квалификации преподавателей вузов
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Самообразование в повышении квалификации преподавателей вузов

Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Исаева Евгения Владимировна, Лобаненко Ольга Борисовна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-1-74-84

Информация об авторе:

Стародубцев В. А., доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: starodubtsev_v_a@tspu.edu.ru https://orcid.org/0000-0003-4915-3596 Reserch ID: L-8363-2015 SPIN ID: 9263-1972 SCOPUS ID: 7006556480 Исаева Е. В., кандидат филологических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050). E-mail: naiden@tpu.ru https://orcid.org/0000-0002-4463-5812 SPIN ID: 8233-9340 SCOPUS ID: 57191836733 Лобаненко О. Б., старший преподаватель, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050). E-mail: piv@tpu.ru https://orcid.org/0000-0002-8377-0152 SPIN ID: 5418-5178

Императив развития Российской Федерации как суверенного государства требует поиска новых точек прорыва в науке, экономике, общественной организации и в образовании. В этом контексте актуальным становится критический анализ традиционных форм организации системы образования и ее отдельных областей. Целью исследования является попытка обоснования нового понимания самообразования по сущностным характеристикам деятельности и определение возможности включения формата самообразования в образовательную практику, в частности в повышение квалификации преподавателей технического университета. Использован метод педагогического эксперимента с фокус-группой преподавателей различной специализации, в котором личностное развитие слушателей предваряло аспекты развития общепрофессионального. Для обеспечения формата самообразования слушателям предоставлялись для выбора средства самотестирования персональных характеристик, база информационных материалов, охватывающих инновационные методы и инструменты преподавания, ставились условия автономной работы в течение определенного временного периода, формы самоотчета и внешней оценки результатов. Анкетирование слушателей, окончивших курс повышения квалификации, показало, что для большей части преподавателей включение формата самообразования в процесс проведения курса является целесообразным, особенно в условиях холистического характера научно-исследовательской, образовательной и организационной деятельности преподавателей высшей школы.

Ключевые слова: формы обучения, учебный процесс, повышение квалификации, самообразование, неформальное образование, педагогический эксперимент

Библиография:

1. Педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts.ru/termin/samoobrazovanie.html (дата обращения: 10.05.2024).

2. Фахрутдинова Г. Ж., Галимов А. М., Зотова Ф. Р., Тихонова З. А. Развитие самообразовательной компетенции обучающихся в старших классах // Современное педагогическое образование. 2022. № 5. С. 225-227. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samoobrazovatelnoy-kompetentsii-obuchayuschihsya-vstarshih-klassah (дата обращения: 10.05.2024).

3. Русакова В. Н. Саморазвитие и самообразование педагога как необходимое условие его педагогической подготовленности к современным требованиям организации образовательного процесса. URL: https://sba.ru/conf-posts-2022-06/tpost/vhrngat0b1-samorazvitie-i-samoobrazovanie-pedagoga (дата обращения: 10.05.2024).

4. Черепанов Н. П., Титаренко И. Ю. Управляемое самообразование как основная модель повышения квалификации муниципальных чиновников // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 5. С. 47–55.

5. Кулюкина А. С. Самообразование педагога. URL: https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2021/06/24/samoobrazovanie-pedagoga (дата обращения: 10.05.2024).

6. Иванова С. В. Самообразование учителя. URL: https://www.menobr.ru/article/65641-samoobrazovanieuchitelya (дата обращения: 10.05.2024).

7. Самообразование преподавателя. URL: https://lala.lanbook.com/tpost/fzndztzyz1-samoobrazovanieprepodavatelya (дата обращения: 10.05.2024).

8. Методические рекомендации по самообразованию. URL: https://www.sinaya-ptica.tomsk.ru/metodich/4prepods/samoobr (дата обращения: 10.05.2024).

9. Тарасова О. Г. Самообразование педагога – главная составляющая учебного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 5. С. 156–159.

10. Mihai O. I. Self-education and lifelong learning // IJASOS – International E-journal of Advances in Social Sciences. 2021. Vol. 7, iss. 19. P. 142–145.

11. Pithouse-Morgan K. Self-study in Teaching and Teacher Education: Characteristics and contributions. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X22002554 (дата обращения: 10.05.2024).

12. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1197–1200. URL: https://moluch.ru/archive/114/29876/ (дата обращения: 10.05.2024).

13. Цикл Колба: что это и как его применять в корпоративном обучении. URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/kolb-cycle (дата обращения: 10.05.2024).

14. Стародубцев В. А., Родионов П. В. Волонтерские сообщества – школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 4. С. 86–92.

15. Мазниченко М. А., Папазян Г. С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтерской деятельности // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 103-113.

16. Петришев И. О. Цифровая педагогика как фактор повышения качества образовательных услуг в РФ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 340–341.

17. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 206 с.

18. Албегова Д. У. Контекстный подход в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22213 (дата обращения: 10.05.2024).

19. Ignatovich E. Heutagogy as a foreign concept of self-determined learning // Lifelong education the XXI century. 2013. Vol. 3 (3). P. 108–116. doi: 10.15393/j5.art.2013.2151

20. Саргасян А. С. Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 111–116.

21. Алексеева Д. А., Алексеев И. Ю. Преподаватель в контексте цифровизации // Ведомости прикладной этики. 2021. Вып. 57. С. 83–92.

22. Сагитова Р. Р. Модель формирования самообразовательной компетенции студентов вуза в условиях модернизации образования // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 358–361.

23. Прилепко Ю. В., Сальникова О. Д. Педагогические условия формирования компетенции самообразования у студентов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 1. С. 124–128.

24. Бирженюк Г. М., Ефимова Т. В. Шеринг как новый ориентир образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 2 (26). С. 12–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sheringkak-novyy-orientir-obrazovaniya (дата обращения: 10.05.2024).

25. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М.: Профиздат: АСТ: АСТ Москва, 2007. 576 с.

26. Змеев С. И. Основы андрагогики: учебное пособие. М.: Флинта, 2019. 157 с.

isaeva_evgeniya_vladimirovna_74_84_1_59_2025.pdf ( 495.01 kB ) isaeva_evgeniya_vladimirovna_74_84_1_59_2025.zip ( 490.44 kB )

Выпуск: 1, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 74 — 84

Скачиваний: 217

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ