Эффективность сопровождения взрослым детской игры в формате больших и малых групп
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-16-28
Существует мнение, что лучшим способом развития игры является ее сопровождение, причем осуществляемое в формате малых групп, однако специально это не проверялось. Настоящая работа нацелена на восполнение данного пробела. Предполагалось, что формат сопровождения детской игры взрослым влияет на динамику развития игровой деятельности детей четырех лет: сопровождение игры малыми группами более эффективно, чем сопровождение игры в большой группе детей. Результаты показали большую эффективность сопровождения игры детей в малых группах, чем в больших. Статистически значимые различия получены также между показателями игры детей из малых и контрольной групп. Между показателями игры детей из экспериментальной и контрольной групп статистически значимых различий не выявлено. Кроме того, был обнаружен ряд феноменов, не вошедших в систему оценки игры, однако представляющих интерес с точки зрения эффектов проведенных игровых встреч и способных лечь в основу создания оценки игры детей, а также новых исследований в данной области.
Ключевые слова: Сюжетно-ролевая игра, сопровождение игры, организация игры, формат игры
Библиография:
1. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н. Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 1. С. 111–121. doi:10.17759/chp.2020160111
2. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 1. С. 4–14. doi:10.17759/chp.2018140101
3. Tomlinson H.B. Developmentally appropriate practice in the kindergarten year – Ages 5–6 // Developmentally appropriate practice in early childhood programs / eds. C. Copple, S. Bredecamp. Washington, DC: National Association for the Education of Young Children, 2009. Р. 186–216.
4. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей / под ред. В.С. Собкина. М., 2006. С. 49–64.
5. Bredekamp S. Play and school readiness // Children’s play: The roots of reading / eds. E.F. Zigler, D.G. Singer, S.J. Bishop-Josef. Washington, DC: Zero to Three: National Centerfor Infants, Toddlers and Families, 2004. Р. 159–174
6. Bodrova E., Leong D.J. Chopsticks and counting chips: Do play and the foundational skills need to compete for the teachers’ attention in an early childhood classroom? // Young Children. 2003. Vol. 58, № 3. P. 10–17.
7. Elias C.L., Berk L.E. Self-regulation in young children: Ist here a role for sociodramatic play? // Early Childhood Research Quarterly. 2002. Vol. 17. Р. 216–238. doi:10.1016/S0885-2006(02)00146-1
8. Bergen D. The role of pretend play in children’s cognitive development // Early Childhood: Research and Practice. 2002. Vol. 4. Р. 1–13. 46.
9. Юдина Е.Г. Детская игра как территория свободы // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. С. 13–25. doi:10.11621/npj.2022.0303
10. Трифонова Е.В. Детская игра с позиций культурно-исторической психологии: подмена, утрата и воссоздание идеальной формы деятельности в образовательном пространстве // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 3. С. 5–12. doi:10.17759/chp.2022180301
11. Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 9. С. 4–9.
12. Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н. Стратегии сопровождения игры у дошкольных педагогов с разным пониманием игры и ее развивающей ценности // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19, № 2. С. 99–106. doi: 10.17759/chp.2023190213
13. Трифонова Е.В. Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях дошкольных образовательных организаций: метод. рекомендации. Электронное издание. М.: ВОО «Воспитатели России», 2021. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (30,2 Mb). Текст: электронный.
14. Hakkarainen P. i dr. Adult play guidance and children’s play development in a narrative play-world // European Early Childhood Education 10.1080/1350293X.2013.789189 Research Journal. 2013. № 2 (21). P. 213–225. doi:
15. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка // Современная зарубежная психология. 2013. № 2. С. 6–18. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=162835 (дата обращения: 20.04.2024).
16. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: метод. пособие / под общ. ред. Е.О. Смирновой. М.: АРКТИ, 2012. 120 с. (Управление дошкольным учреждением). URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=159666 (дата обращения: 20.04.2024).
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
18. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей: сб. статей / под ред. А.В. Запорожца; сост. Н.Я. Михайленко. М.: Просвещение, 1976. 94 с. (1947, с. 31–36)
19. OECD. Providing Quality Early Childhood Education and Care: Results from the Starting Strong Survey 2018, TALIS, OECD Publishing, Paris, 2019. https://doi.org/10.1787/301005d1-en
20. Рябкова И.А. Построение игрового замысла в свободной игре дошкольников // Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 28–36.
21. Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11, № 2. С. 55–69.
22. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста: Педагогические советы родителям. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1957. 24 с.
23. Аркин А.Е. Дошкольный возраст. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Учпедгиз, 1948. 336 с.
24. Рябкова И.А., Созинова И.В. Динамика проявления инициативы дошкольниками в специально организованных условиях детского сада // Вопросы психологии. 2023. Т. 69, № 2. С. 68–81.
25. Якшина А.Н. Условия развития игры в дошкольном возрасте: обзор современных отечественных и зарубежных исследований // Современное дошкольное образование. 2020. № 4 (100). С. 50–61. doi: 10.24411/1997-9657-2020-10079
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 16 — 28
Скачиваний: 68