Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 30.05.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №2 «Помогающая школа»: анализ результатов проектирования и внедрения диагностического комплекса
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

«Помогающая школа»: анализ результатов проектирования и внедрения диагностического комплекса

Гутник Ирина Юрьевна, Алексеева Елена Вячеславовна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-2-29-40

Информация об авторе:

Гутник И.Ю., доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186). E-mail: iragutnik@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3371-5275 SPIN-код: 5223-9369 Author ID: 307051 Алексеева Е.В., кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186). E-mail: al-lev@mail.ru SPIN-код: 257460/4773-7712 ORCID: https://orcid.org/ 000-0002-2153-3012 Web of Science Researcher ID: AAF-5393-2019 Scopus Author ID: 57398160600

Анализируются результаты внедрения пилотного проекта диагностического комплекса «Помогающая школа», направленного на выявление обучающихся, имеющих затруднения в школе. Причины затруднений в школе определяются в соответствии с четырьмя направлениями самоопределения учеников – личностным, социальным, предметным и профессиональным. Представлена структура первичного и итогового диагностических комплексов. Описаны отдельные комплексные методики, позволяющие диагностировать затруднения по всем направлениям самоопределения. Представлены результаты интерпретации данных и обсуждения структуры комплекса в формате фокус-групп с педагогами школы. Представлены перспективы исследования.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, педагогическая диагностика, самоопределение ученика, диагностический комплекс, школьные затруднения

Библиография:

1. Собкин В.С., Родионова К.Э. Учащиеся и учителя о задачах и целях школьного образования // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 109–122. doi: 10.11621/npj.2018.0410

2. Филь Т.А. Фасилитация в педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 71–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20696788 (дата обращения: 23.06.2024).

3. Адольф В.А. Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1. С. 82–85. doi: 10.18500/2304-9790-2016-5-1-82-85

4. Гутник И.Ю. Формирующее диагностирование самоопределения школьника в деятельности педагога // Научное мнение. 2023. № 11. С. 60–67. doi: 10.25807/22224378_2023_11_60

5. Поддержка ученика в образовании / И.М. Богдановская, И.Ю. Гутник, Н.Н. Королева и др. Кн. 2. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2021. 192 с.

6. Гутник И.Ю. Естественнонаучный, гуманитарный и бипарадигмальный подходы к педагогической диагностике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 130-139. URL: http://vestnik-cspu.ru/ru/articles (дата обращения: 23.06.2024).

7. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как культурно-педагогическая практика: история понятия, тактики и стратегии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2023. № 210. С. 117–123. URL: https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2023-210-117-123

8. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. Вып. 3. С. 58–63.

9. Сафин В.Ф., Нурлыгаянов И.Н. Психология самоопределения и самооценки личности. Уфа: Вагант, 2008. 188 с.

10. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика самоопределения ученика в профессиональной деятельности педагога основной школы: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2023. 356 с.

11. Божович Л.И. Формирование личности в старшем школьном возрасте // Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 275–310.

12. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В., Силаева Л.В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л.И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 3. С. 148–159. doi: 10.17759/psyedu.2018100313

13. Гутник И.Ю., Гембель Т.П., Дмитриева Ю.И. Анализ опыта проектирования структуры рефлексивной сессии // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151). С. 163–171. doi 10.51379/KPJ.2022.152.2.023

14. Гутник И.Ю., Баскин Ю.Г. Возможности педагогической диагностики в обеспечении качества образования // Проблемы управления рисками в техносфере: Научно-аналитический журнал. 2013. № 1(25). С. 158–162. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19051099 (дата обращения 20.07.2024).

15. Электронный учебно-методический комплекс для организации поддержки самоопределения школьников «Диагностическая школа». http://дш.школа-197.рф/ (дата обращения 28.07.2024).

16. Электронный образовательный комплекс «Рефлексивная школа». https://reflekschool.ru/ (дата обращения 28.07.2024)

17. Гутник И.Ю. Методы интуитивной педагогической диагностики в исследовании проблемы отчуждения учащихся от школы // Школа будущего. 2015. № 5. С. 116–122. URL: https://schoolfut.ru/article/2015-5_116/ (дата обращения: 12.07.2024).

18. Гембель Т.П., Гутник И.Ю., Королькова А.Ю. Педагогическое сопровождение предметного и профессионального самоопределения учеников методом «Процесс-фолио» // Химия в школе. 2015. № 9. С. 12–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24951575 (дата обращения: 12.07.2024).

19. Гутник И.Ю., Корытник Е.Ю. Профайл школьной неуспешности // Трансформация общего образования: персонифицированное обучение. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2023. С. 151–157.

20. Масгутова С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1988. 21 с.

21. Психологические проблемы российских подростков (1993–2013 гг.) / под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Изд-во ЭЛВИ-ПРИНТ, 2017. 298 с.

gutnik_irina_yuryevna_29_40_2_60_2025.pdf ( 1008.94 kB ) gutnik_irina_yuryevna_29_40_2_60_2025.zip ( 865.4 kB )

Выпуск: 2, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Страницы: 29 — 40

Скачиваний: 189

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ