«Помогающая школа»: анализ результатов проектирования и внедрения диагностического комплекса
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-29-40
Анализируются результаты внедрения пилотного проекта диагностического комплекса «Помогающая школа», направленного на выявление обучающихся, имеющих затруднения в школе. Причины затруднений в школе определяются в соответствии с четырьмя направлениями самоопределения учеников – личностным, социальным, предметным и профессиональным. Представлена структура первичного и итогового диагностических комплексов. Описаны отдельные комплексные методики, позволяющие диагностировать затруднения по всем направлениям самоопределения. Представлены результаты интерпретации данных и обсуждения структуры комплекса в формате фокус-групп с педагогами школы. Представлены перспективы исследования.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, педагогическая диагностика, самоопределение ученика, диагностический комплекс, школьные затруднения
Библиография:
1. Собкин В.С., Родионова К.Э. Учащиеся и учителя о задачах и целях школьного образования // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 109–122. doi: 10.11621/npj.2018.0410
2. Филь Т.А. Фасилитация в педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 71–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20696788 (дата обращения: 23.06.2024).
3. Адольф В.А. Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1. С. 82–85. doi: 10.18500/2304-9790-2016-5-1-82-85
4. Гутник И.Ю. Формирующее диагностирование самоопределения школьника в деятельности педагога // Научное мнение. 2023. № 11. С. 60–67. doi: 10.25807/22224378_2023_11_60
5. Поддержка ученика в образовании / И.М. Богдановская, И.Ю. Гутник, Н.Н. Королева и др. Кн. 2. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2021. 192 с.
6. Гутник И.Ю. Естественнонаучный, гуманитарный и бипарадигмальный подходы к педагогической диагностике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 130-139. URL: http://vestnik-cspu.ru/ru/articles (дата обращения: 23.06.2024).
7. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как культурно-педагогическая практика: история понятия, тактики и стратегии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2023. № 210. С. 117–123. URL: https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2023-210-117-123
8. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. Вып. 3. С. 58–63.
9. Сафин В.Ф., Нурлыгаянов И.Н. Психология самоопределения и самооценки личности. Уфа: Вагант, 2008. 188 с.
10. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика самоопределения ученика в профессиональной деятельности педагога основной школы: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2023. 356 с.
11. Божович Л.И. Формирование личности в старшем школьном возрасте // Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 275–310.
12. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В., Силаева Л.В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л.И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 3. С. 148–159. doi: 10.17759/psyedu.2018100313
13. Гутник И.Ю., Гембель Т.П., Дмитриева Ю.И. Анализ опыта проектирования структуры рефлексивной сессии // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151). С. 163–171. doi 10.51379/KPJ.2022.152.2.023
14. Гутник И.Ю., Баскин Ю.Г. Возможности педагогической диагностики в обеспечении качества образования // Проблемы управления рисками в техносфере: Научно-аналитический журнал. 2013. № 1(25). С. 158–162. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19051099 (дата обращения 20.07.2024).
15. Электронный учебно-методический комплекс для организации поддержки самоопределения школьников «Диагностическая школа». http://дш.школа-197.рф/ (дата обращения 28.07.2024).
16. Электронный образовательный комплекс «Рефлексивная школа». https://reflekschool.ru/ (дата обращения 28.07.2024)
17. Гутник И.Ю. Методы интуитивной педагогической диагностики в исследовании проблемы отчуждения учащихся от школы // Школа будущего. 2015. № 5. С. 116–122. URL: https://schoolfut.ru/article/2015-5_116/ (дата обращения: 12.07.2024).
18. Гембель Т.П., Гутник И.Ю., Королькова А.Ю. Педагогическое сопровождение предметного и профессионального самоопределения учеников методом «Процесс-фолио» // Химия в школе. 2015. № 9. С. 12–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24951575 (дата обращения: 12.07.2024).
19. Гутник И.Ю., Корытник Е.Ю. Профайл школьной неуспешности // Трансформация общего образования: персонифицированное обучение. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2023. С. 151–157.
20. Масгутова С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1988. 21 с.
21. Психологические проблемы российских подростков (1993–2013 гг.) / под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Изд-во ЭЛВИ-ПРИНТ, 2017. 298 с.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 29 — 40
Скачиваний: 72