Модель организации профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России с использованием цифровых технологий
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-51-62
Учитывая особенности служебной деятельности в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России, необходимо моделировать обучение курсантов с возможностью «бесшовного» перехода на индивидуальную траекторию с учетом особого образовательного запроса и возврата в традиционную для вуза после устранения пробелов в успеваемости. Представлена модель профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России с использованием цифровых технологий как система компенсации пробелов успеваемости курсантов с особым образовательным запросом по индивидуальной траектории обучения. Модель показана как система взаимосвязанных концептуально-целевого, содержательно-технологического и оценочно-результативного компонентов. Концептуально-целевой компонент включает идею, цель, задачи, компетентностный, системно-деятельностный и субъективно ориентированный подходы, а также принципы соответствия требованиям работодателя, практико-ориентированной направленности, преемственности, сознательности и активности, индивидуализации, доступности. Содержательно-технологический компонент представлен содержанием и применяемыми педагогическими средствами и условиями, а также диагностической, мотивационной, коррекционной, развивающей и социализирующей функциями. В качестве авторского педагогического средства и условия реализации модели предложена компьютерная система обучения и контроля знаний курсантов вузов МЧС России «Азбука Спасателя». Оценочно-результативный компонент включает критерии и показатели для отслеживания повышения уровня сформированности профессиональной подготовленности: субъектной позиции курсантов; предметных, метапредметных, личностных и коррекционных результатов. Отображены результаты апробации модели на примере курсантов-спортсменов Академии ГПС МЧС России. Проведен анализ полученных данных стартовой и итоговой диагностики исследования. Выявлена положительная динамика показателей профессиональной подготовленности, выражаемой уровнем сформированности субъектной позиции курсантов, а также предметных, метапредметных, личностных и коррекционных результатов. Реализовано взаимодействие преподавателей с родителями курсантов и выявлен уровень их удовлетворенности организацией процесса профессиональной подготовки.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, цифровые технологии, субъектная позиция, образовательный запрос, индивидуальная траектория обучения
Библиография:
1. Масалова Ю.А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 3. С. 33–44.
2. Архипенко М.А., Егорушкина Т.Д. Таксономия образовательных целей в процессе применения компьютерных обучающих-контролирующих программ по иностранному языку в подготовке будущих военных профессионалов // Kant. 2020. № 4 (37). С. 354–360.
3. Oskolkova V.R., Romanova T.N. Interactive technologies for teaching foreign language to students of nonlinguistic specialties // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 1–1. С. 452–458.
4. Виноградова М.В. РКИ в условиях цифровой образовательной среды: технология работы с текстовыми материалами // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3 (132). С. 98–104.
5. Эльтемеров А.А., Федорова С.Н. Цифровые компетенции курсантов МЧС России // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. Вып 3 (37). С. 64–71.
6. Байбородова Л.В., Белкина В.Н., Груздев М.В., Гущина Т.Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 5. С. 7–21.
7. Зеер Э.Ф., Ломовцева Н.В., Третьякова В.С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26–39.
8. Золотарева А.В. Наращивание профессиональных компетенций как смысловой вектор перезагрузки системы непрерывного педагогического образования // Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования: сб. науч. материалов междунар. форума, Ярославль, 1–30 июня 2023 года. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2023. С. 110–120.
9. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование – наука – производство» // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9, № 4. С. 1573–1584.
10. Токтарова В.И., Ребко О.В. Развитие цифровых компетенций в контексте цифровизации системы образования: опыт Марийского государственного университета // Информатика и образование. 2023. Т. 38, № 1. С. 64–71.
11. Ананьев Б.Г. К методологии профессиоведения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7, № 3. С. 182–190.
12. Артюхина А.И., Бондаренко Е.В. Профессионально-субъектная позиция студента в концепции непрерывного профессионального образования // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2012. Т. 9, № 11 (98). С. 16–18.
13. Байбородова Л.В. Использование субъектно-ориентированных технологий в образовательном процессе // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2016. № 9 (47). С. 96–102.
14. Гущина Т.Н., Тадеуш Д.Е. Обучение технологии как средство профилактики компьютерной аддикции обучающихся // Психология обучения. 2021. № 1. С. 14–21.
15. Зубков Н.А. Субъектно-ориентированный подход как основа изучения информационных конфликтов // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 5. С. 104–109.
16. Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Сорокова М.Г. Отношение преподавателей российских вузов к цифровой образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20, № 2. С. 311–330.
17. Эльтемеров А.А., Рыженко Н.Ю., Федорова С.Н., Разработка и использование цифровых обучающих программ в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 131–141.
18. Федорова С.Н. Актуализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования для подготовки кадров цифровой экономики // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Йошкар-Ола, 21 октября 2021 года. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2021. С. 73–80.
19. Stošić L., Mikhailova O.B. Leadership and Innovativeness as the Basis for Developing Teachers’ Digital Competences // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2023. Vol. 20, № 1. P. 126–144.
20. Эльтемеров А.А. Повышение качества образовательного процесса посредством взаимодействия с родителями в цифровой информационной среде // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17, № 1 (49). С. 49–54.
21. Bondareva N. Algorithms for developing personalized training programs for effective teaching English in a corporate environment // Universum: филология и искусствоведение. 2023. № 9 (111). С. 24–31.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 51 — 62
Скачиваний: 72