Проблемы декоративного восприятия на пленэре у студентов художественных факультетов педагогических вузов
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-63-70
Рассматривается изучение декоративного восприятия как психологического процесса в контексте учебно-творческой деятельности студентов во время пленэрной практики. Освоенные студентами умения изучать и грамотно воспроизводить объекты реального мира помогают им в выразительной стилизации натуры, поскольку только через познание предмета возможно максимально творчески его раскрыть. Однако овладев навыками реалистичного изображения природы в соответствии с законами изобразительной грамоты, студенты старших курсов демонстрируют неспособность к декоративному изображению натуры. Трудности при переходе от реалистичного изображения к декоративному могут указывать на недостаточно развитое декоративное восприятие у обучающихся. Анализируются психологические трудности, с которыми сталкиваются студенты старших курсов художественных факультетов при создании декоративных этюдов на природе. Исследование включает анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за изобразительной деятельностью студентов, просмотр пленэрных работ с целью выявления типичных ошибок и внедрения результатов исследования в образовательный процесс. На основе теоретических и практических данных делается вывод, что психологические проблемы студентов связаны именно с декоративным восприятием, поскольку обучающиеся не до конца понимают, что нужно увидеть в натуре. Просмотр пленэрных работ подтверждает низкий уровень декоративного восприятия, которое отражается в отсутствии таких признаков, как эмоциональное и чувственное восприятие ландшафта, оригинальность идей, выразительность цвета, поиск стереотипного и индивидуального, использование стилизации, способность выделять ключевые особенности и объединять детали, создавать целостный живописный этюд. Исследование подтверждает необходимость дальнейшего изучения этой проблемы для раскрытия методических возможностей пленэрной практики.
Ключевые слова: восприятие, декоративный этюд, образ, замысел, композиция
Библиография:
1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии / отв. ред. и сост. Л.А. Коростылева, Г.С. Никифоров. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. Т. 1. 388 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / отв. ред. А.В. Брушлинский, В.А. Кольцова. М.: Наука, 2001. 270 с.
3. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Акад. пед. наук СССР. М.: Просвещение, 1968. 332 с.
4. Кузин В.С. Психология. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Оникс 21 век, 2005. 304 с.
5. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. 144 с.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 2. 320 с.
7. Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 431 с.
8. Восприятие и деятельность: сб. статей / под. ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. 319 с.
9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / под ред. и с предисл. Д.А. Леонтьева. 5-е, испр. и доп. изд. М.: Смысл, 2020. 526 с.
10. Leontiev A.N. The Life and Creative Path of A.N. Leontiev // Journal of Russian and East European Psychology. 2005. Vol. 43. P. 8.
11. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. 32 с.
12. Известия Академии педагогических наук СССР: cб. ст. Вып. 76: Психологические исследования представлений и воображения / Отделение психологии; ред. Е.И. Игнатьев. М.: Просвещение, 1956. 248 с.
13. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980. 271 с.
14. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. 106 с.
15. Зинченко В.П. Восприятие и визуальная культура / науч. ред. А.И. Назаров, Т.Г. Щедрина. М.: ЦГИ Принт, 2017. 598 с.
16. Мизанбаев Р. Исследование методов развития целостного восприятия студентов I–II курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе обучения живописи: дис. … канд. пед. наук. М., 1987. 145 с.
17. Воронина Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 16 с.
18. Коробко Ю.В. Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов: дис. … д-ра пед. наук. Краснодар, 2005. 384 с.
19. Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 16 с.
20. Shokorova L.V., Grechneva N.V., Bochkovskaya V.I. Importance of Plein-Air Practice in Professional Art Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. P. 8657–8668.
21. Медведев Л.Г. Критерии оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов. Алма-Ата: Каз. пед. инт-т., 1980. 63 с.
22. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. 158 с.
23. Медведев Л.Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета. СПб.: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад», 2009. 152 с.
24. Бесчастнов Н.П. Цветная графика: учеб. пос. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2014. 176 с.
25. Крамской И.Н. Об искусстве / сост. и вступ. ст. Т.М. Коваленской. М.: Изобразительное искусство, 1988. 208 с.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 63 — 70
Скачиваний: 59