Формирование готовности студентов к организации внеурочных занятий школьников как средству пролонгированной физкультурной деятельности
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-71-80
Представлены результаты исследования, которые направлены на актуализацию формирования готовности студентов на этапе обучения в вузе к организации внеурочных занятий пролонгированной физкультурной деятельности школьников. В системе образования с повышенной образовательной динамичностью и модернизацией образования феномен «пролонгированная физкультурная деятельность школьников» на сегодняшний день приобретает наибольшую актуальность. Благодаря пролонгированной физкультурной деятельности школьник гармонично развивается, улучшается состояние его здоровья, формируются и совершенствуются двигательные навыки и умения. В ходе исследования определена цель – сформировать готовность студентов к организации пролонгированной физкультурной деятельности школьников в процессе обучения в вузе на основе разработанных программ по внеурочной деятельности для учащихся начального и основного общего образования. Применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, журналов, монографий и др.); эмпирические (опрос, наблюдение, анкетирование, ранжирование); методы математической статистики. На основе разработанных программ внеурочной деятельности студентами были реализованы физкультурные занятия и мероприятия с учащимися начального и основного общего образования. Программа для учащихся начального общего образования была направлена на физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность, включающую эстафеты, подвижные игры высокой и средней интенсивности без предметов и с предметами, спортивные праздники и соревнования. Для учащихся основной школы программа была направлена на физкультурно-массовую и спортивную направленность, включающую спортивные праздники, соревнования по волейболу, эстафеты, подвижные игры командные и с элементами волейбола. Помимо физкультурных мероприятий студенты под контролем преподавателей вуза организовывали и проводили беседы, классные часы, мастер-классы для школьников и родителей по интересующим вопросам и интересовались успехами учащихся в физкультурной деятельности. Представлены результаты апробации программ внеурочной деятельности как средства организации пролонгированной физкультурной деятельности школьников на базе общеобразовательных организаций г. Кемерово. На основании социологического опроса было выявлено, что студенты научились взаимодействовать со школьниками и родителями в процессе совместной физкультурной деятельности, организовывать и осуществлять различные занятия и мероприятия, разрабатывать планы мероприятий, учитывать физическую нагрузку, сумели сформировать у школьников потребность к физкультурной деятельности.
Ключевые слова: подготовка студентов, физкультурная деятельность школьников, внеурочная деятельность, формы внеурочной деятельности, пролонгированная физкультурная деятельность
Библиография:
1. Гилазиева С.Р. К вопросу о формировании профессионально-физкультурной компетентности в процессе непрерывного профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного университета 2015. № 2 (177). С. 17–22.
2. Ильина Г.В. К вопросу о специфике физкультурной деятельности дошкольников и младших школьников // Гуманизация образования в России: сб. материалов регион. науч. интеракт. конф. Магнитогорск: МаГУ, 2010. С. 149–155.
3. Кузнецова П.К., Виноградова О.П. Непрерывность физкультурно-образовательной деятельности как условие реализации непрерывного профессионального образования // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. Т. 11, № 1 (43). С. 134–138.
4. Ильина Г.В. Формирование готовности студентов к реализации непрерывной физкультурной деятельности детей. 2-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2015. 230 с.
5. Маслов В.И., Зволинская Н.Н., Корнилов В.М. Непрерывное образование: подходы к сущности // Тр. учен. ГЦОЛИФКа. 75 лет: Ежегодник. М., 1993. С. 102–117.
6. Кириченко В.В., Тушина Г.И., Тарасова О.Л., Коваленко Н.В., Зубанов В.П., Казин Э.М. Оптимизация двигательной активности школьников в системе непрерывного физического воспитания: Анализ регионального опыта // Вестник КемГУ. 2013. Т. 1, № 3 (55). С. 79–83.
7. Тушина Г.И. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2005. 263 с
8. Прохорова В.С. Особенности организации внеурочной деятельности подростков в современных условиях // Вестник магистратуры. 2019. № 2-1 (89). С.49–51.
9. Борщевский А.А. Физическая культура детей, относящихся к «Группе риска» // Общие проблемы современного образования в области физической культуры и спорта / Томский государственный педагогический университет. 2007. Вып. 5 (68). С. 5–9.
10. Ярлыкова О.В., Беляева Ю.В. Формы и организация внеурочной деятельности по физическому воспитанию в начальной школе // Гуманитарный научный журнал 2017. № 1. С. 116–121.
11. Астахова Н.И., Гиенко Л.Н., Куликова Л.Г., Маланичева А.В., Трофимова Г.П., Тырина М.П., Шаталова Е.А. Технологии внеурочной деятельности обучающихся: учеб. пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2019. 193 с.
12. Гаврилина О.В. Формирование познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности // Наука и школа. 2019. № 4. С. 144–152.
13. Малова Р.Е. Проблема организации внеурочной деятельности младших школьников // Молодой ученый. 2022. № 25 (420). С. 316–318. URL: https://moluch.ru/archive/420/93503/ (дата обращения: 28.05.2024).
14. Хабибуллина В.Ю., Еремеева О.А. Особенности организации внеурочной деятельности в условиях начальной школы // Вестник науки. Международный научный журнал. 2023. Т. 5, № 4 (61). С. 188–192.
15. Грезина И.Б., Карпеченко А.С., Шестернина Е.А. Внеурочная деятельность младших школьников в контексте интегративного подхода // Международный журнал экспериментального образования. 2022. № 5. С. 29–33. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12092 (дата обращения: 30.04.2024).
16. Акимова Е.Б., Кошкин Т.В. Внеклассные спортивно-массовые мероприятия как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой // Молодой ученый. 2016. № 7.3 (111.3). С. 1–2. URL: https://moluch.ru/archive/111/27988/ (дата обращения: 27.05.2024).
17. Ханин П.А. Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности (на примере спортивно-оздоровительного направления) // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5, № 2. http://mirnauki.com/PDF/50PDMN217.pdf (дата обращения: 15.06.2024).
18. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/ (дата обращения: 15.06.2024).
19. Коровкин С.С., Кабачков В.А. Теория и технологии дифференцированного подхода в практике физкультурного образования школьников // Массовая физическая культура и оздоровление населения. Вестник спортивной науки. 2016. С. 43–47.
20. Малмыгина Н.В. Развитие мотивации младших школьников к обучению через внеурочную деятельность // Достижения науки и образования. 2016. № 11 (12). С. 40–41.
21. Ярлыкова О.В., Чубукова В.В. Влияние подвижных игр на развитие физически качеств младших школьников во внеурочной деятельности // Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3 (6). С. 99–100.
22. Мезинов В.Н., Захарова М.А., Карпачева И.А. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников // Теория и практика физической культуры. 2022. № 2. С. 35–37.
23. Савко Е.С. Формирование культуры поведения младших школьников средствами физической культуры и спорта // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 5 (68). Серия: Педагогика (Физическая культура) С. 66–70.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 71 — 80
Скачиваний: 54