Разработка электронного курса по информатике в гуманитарном вузе
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-81-90
Рассмотрены ключевые особенности использования электронного обучения в ходе преподавания дисциплины: организация модулей (элементов курса), структурирование материалов (компонентов) модулей, математическое моделирование процесса работы преподавателей и студентов с электронным курсом. Структура рассматриваемого в работе электронного курса является модульной. Модуль представляет собой элемент курса, в котором группируются материалы Mmt прорабатываемой со студентами темы. В ходе проработки модулей студенты загружают на проверку преподавателем подготовленные файлы в соответствующие элементы «Задание» Mts. Представлены выражения, характеризующие эффективность работы преподавателя с электронным курсом. В ходе разработки электронного курса учитывались особенности применения современных информационных технологий в образовании, обобщены результаты исследований в области взаимодействия человека и компьютера и рассмотрены особенности поведения людей в цифровом мире. Проектирование электронного курса осуществлялось по результатам обобщения учебно-методических материалов, научных работ, посвященных цифровой дидактике. Разработка электронного курса осуществлялась с помощью инструментов, доступных в Системе электронного обучения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП). Объектом данного исследования выступает обучение студентов бакалавриата гуманитарного вуза с использованием современных и перспективных информационных технологий. Предметом исследования является процесс разработки электронного курса по информатике в Системе для студентов различных направлений подготовки. Целью изучения является поиск возможностей (методик обучения, технологий, моделей и других средств информационных технологий) в интересах повышения качества преподавания студентам гуманитарного вуза информационных технологий. В условиях цифровой трансформации образования электронные курсы, создаваемые преподавателями, являются эффективными инструментами обучения студентов. Анализируются особенности процесса работы преподавателя и студентов с разработанным электронным курсом, разработана модель электронного курса по информатике, а также представлены некоторые статистические данные, полученные по итогам обучения студентов с 2022 по 2024 год. В дальнейшем планируется продолжить обновление материалов как обязательных и вариативных составляющих представленной модели электронного курса, а также учебно-методических материалов, размещенных в тематических модулях курса, в том числе постоянно дополняя индивидуальные задания и контрольные работы.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное обучение, информатика, цифровая трансформация общества
Библиография:
1. Сайт проекта «Игры будущего» («Фиджитал-игры»). URL: https://gofuture.games/ (дата обращения: 24.07.2023).
2. Сообщество ARTLIFEFEST. URL: https://vk.com/artlifefest2023 (дата обращения: 24.07.2023).
3. Пленарное заседание Форума будущих технологий. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71666 (дата обращения: 24.07.2023).
4. Программа Форума будущих технологий. URL: https://future-forum.tech/programme/business-programme/ (дата обращения: 14.07.2023).
5. Материал «Особенности представителей поколения Z». URL: https://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/pokolenie_z.pdf (дата обращения: 25.07.2023).
6. Материал «Поколение Z: 16 особенностей людей, о которых мы не знали». URL: https://sales-generator.ru/blog/pokolenie-z/ (дата обращения: 25.07.2023).
7. Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Онлайн-обучение как новая ступень развития вуза: применение системного подхода к анализу условий для изменения образовательной модели. URL: https://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=285206 (дата обращения: 25.07.2023).
8. Галушко Т.Г. Человеко-ориентированное фиджитал- и диджитал-образование: цифровизация и гуманизация // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2022. № 204. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cheloveko-orientirovannoe-fidzhital-i-didzhital-obrazovanie-tsifrovizatsiya-i-gumanizatsiya (дата обращения: 04.08.2023).
9. Мокрый В.Ю. Совершенствование структуры электронного курса по информатике в условиях внедрения цифровых и фиджитал-технологий // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием: 21–22 декабря 2022 г. Ч. 2 / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: ЗЕБРА, 2022. С. 254–258.
10. Мокрый В.Ю. Подготовка студентов гуманитарных вузов к использованию информационных технологий // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2023. Вып. 3 (49). С. 67–77.
11. Мокрый В.Ю. Применение фиджитал-технологий при подготовке студентов экономических факультетов. URL: https://nesinmis.ru/mokriy-v-yu/ (дата обращения: 10.07.2023).
12. Материал «РБК рассказал, как мир фиджитал (VR и AR) меняет бизнес: как работает, перспективы». URL: https://lindeal.com/news/kak-mir-fidzhital-menyayut-biznes-kak-rabotaet-perspektivy (дата обращения: 04.08.2023).
13. Материал «GloraX открыл первый мобильный офис продаж в Санкт-Петербурге». URL: https://glorax.com/press-center/news/glorax-otkryl-pervyj-mobilnyj-ofis-prodazh-vnbspsa (дата обращения: 04.08.2023).
14. Путинцева А.А., Полоус А.Д., Ким А. «Новая эра маркетинга: фиджитал» // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-era-marketinga-fidzhital (дата обращения: 04.08.2023).
15. Материал «Ожившие рисунки и фонарик для контента: что такое фиджитал». URL: https://www.sobaka.ru/nn/entertainment/weekend/161413 (дата обращения: 04.08.2023).
16. Виноградова К.Е. Фиджитал-технологии в событийном маркетинге будущего // Коммуникации в условиях цифровой трансформации: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2021 года / под ред. А.Д. Кривоносова. СПб.: Автономная некоммерческая организация поддержки социальных и культурных инициатив «СОФИЯ», 2021. С. 148–153.
17. Материал «В стиле digital: мода уходит в „цифру“». URL: https://cdo2day.ru/analytics/v-stile-tsifrovizatsii-moda-uhodit-v-tsifru/ (дата обращения: 04.08.2023).
18. Материал «Фиджитал-новый формат или возвращение к истокам?». URL: https://bfw.by/ru/modalive/blog/65882/ (дата обращения: 04.08.2023).
19. Материал «„Умная“ джинсовка и персональные духи: тренды инноваций в luxury-сегменте» (на сайте РБК). URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5f4d5b209a794707a379e921 (дата обращения: 04.08.2023).
20. Сайт Всероссийской федерации фиджитал-спорта (ВФФС). URL: https://phygitalsport.ru/ (дата обращения: 04.08.2023).
21. Материал «Фиджитал-спорт: игры будущего». https://strategy.spbstu.ru/news/fidzghital_sport_igry_budushego/ (дата обращения: 04.08.2023).
22. Материал «Модная новинка, или Спорт будущего: что такое фиджитал?». URL: https://siriusmag.ru/articles/684-modnaa-novinka-ili-sport-budusego-cto-takoe-fidzital/ (дата обращения: 04.08.2023).
23. Плешаков В.А. Интегративные возможности киберсоциализации и социализации в фиджитал-спорте // Новые подходы – 2022: сб. науч. тр. по результатам II Всерос. науч.-практ. конф. Минобрнауки России по вопросам формирования новых подходов к проектированию физ. воспитания в образовательных организациях высшего образования, Москва, 12–13 сентября 2022 г. / Центр инновационных компетенций по физическому воспитанию и студенческому спорту. М.: Рос. гос. ун-т им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2022. С. 35–39.
24. Barkhatova D.A., Bitner M.A., Grohotova E.V., Lomasko P.S, Simonova A. L. Personalizing older people training in modern technologies for successful life in smart society // KES-SEEL: International KES conference on smart education and smart e-learning, Singapore, 14.06–16.06 2021. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-981-16-2834-4_5 (accessed: 20 May 2024).
25. Dostovalova E.V., Lomasko P.S., Maschanov A.A., Nazarenko E.M., Simonova A.L. Teaching in a continuously and dynamically changing digital information and learning environment of a modern university // NEW EDUCATIONAL REVIEW. Vol. № 53. Issue № 3. 2018. URL: http://czasopisma.marszalek.com.pl/images/pliki/tner/201803/tner5311.pdf (accessed: 20 May 2024).
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 81 — 90
Скачиваний: 68