Связность стадий становления субъектности в процессе профессиональной деятельности педагогов
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-116-126
Экопсихологическая параллельно-последовательная модель становления субъектности в учебной деятельности включает в себя семь стадий. Характер взаимосвязей стадий становления субъектности между собой математически представлен коэффициентами связности и целостности. Специфика субъектности педагогов изучалась на протяжении 2021–2023 гг. в процессе курсов повышения квалификации на базе МБОУ ОДПО ЦРО г. Самара. В мониторинге приняли участие 149 работников системы образования (M = 43,83; Sd = 34,68; из них 95,3 % – женщины). Проведенное исследование позволило изучить профиль субъектности (выраженность каждой стадии становления субъектности) педагогов, связность стадий становления субъектности между собой, процесс интериоризации/экстериоризации профессиональных компетенций. У респондентов обнаружены высокий уровень стадии «мотивированный индивид», при низких показателях остальных стадий обнаружены взаимосвязи возраста и уровня образования с выраженностью стадий становления субъектности. Минимальный уровень профессиональной подготовки педагогов соотносится с низким уровнем мотивации и творческой самореализации. Молодость специалистов связана с сформированностью личностного и когнитивного уровней универсальных учебных действий и недостаточной поисковой и внутренней регуляторной активностью. Педагоги высокой и низкой связности стадий «мотивированный индивид» (U = 114,50 при p
Ключевые слова: стадии становления субъектности, связность стадий становления субъектности, целостность, интериоризация, экстериоризация
Библиография:
1. Ермаков Д.С., Панов В.И. От экологии детства – к психологии устойчивого развития // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 4. С. 121–125. DOI 10.31857/S020595920010513-0
2. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2014. 304 с.
3. Panov V., Plaksina I. Didactic and Psychodidactic Features of Forming Universal Learning Action Subject // Proceedings of the 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017). Moscow: Atlantis Press, 2017. Vol. 124. P. 546–550. doi: 10.2991/icadce-17.2017.129
4. Panov V.I., Plaksina I.V. The peculiarities of the agency of schoolchildren of 7–8 and 8–10 classes // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018). Moscow: FutureAcademy, 2018. P. 533–541. doi: 10.15405/epsbs.2018.11.02.59
5. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2019. 400 с.
6. Митина Л.М. Система «наука – образование – профессия» как стратегический ресурс и инновационная реализация развития человеческого капитала в обществе ХХI века // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход / под общ. ред. Л.М. Митиной. М.: Перо. 2019. С. 5–12. URL: http://www.pirao.ru/upload/iblock/0eb/SBORNIK_PI_RAO_2019_2.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
7. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Diagnosis of Stages of Agency Formation // International Conference on Psychology and Education. 2018. P. 515–523. doi: 10.15405/epsbs.2018.11.02.57
8. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Students evaluation of interaction with the components of the educational environment of the university in the pre-pandemic and pandemic periods // Perspectives of Science and Education. 2021. No. 6 (54). P. 389–399. doi: 10.32744/pse.2021.6.26
9. Капцов А.В., Колесникова Е.И., Панов В.И. Факторная валидность опросника стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2021. № 1 (29). С. 77–91.
10. Плаксина И.В. Онтологическая модель становления субъекта инновационной педагогической деятельности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 10. С. 69–74.
11. Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям / под ред. В.И. Панова. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-история, 2022. 399 с.
12. Капцов А.В., Мишакова Г.А. Сформированность стадий становления субъектности и их взаимосвязь с типами межличностных отношений у руководителей образовательных учреждений // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 139–147. DOI: 10.51944/20738528_2023_2_139
13. Капцов А.В., Панов В.И. Развитие способности как стадии становления субъектности (в контексте принципа фрактальности) // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А.Л. Журавлёв, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 52–61. doi: 10.38098 /proc.2020.59.34. 001
14. Становление субъектности учащегося и педагога / под ред. В.И. Панова. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-история, 2018. 304 с.
15. Мишакова Г.А. Взаимосвязи связности стадий становления субъектности педагога с типом межличностных отношений в образовательной среде // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2023. № 1 (33). С. 85–100.
16. Капцов А.В., Мишакова Г.А., Некрасова Е.В. Профиль субъектности современного педагога в рамках экопсихологической парадигмы и его взаимосвязь с типами межличностных отношений в образовательной среде // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 3 (114). С. 130–140. doi: 10.22204/2587-8956-2023-114-03-130-140
17. Капцов А.В., Мишакова Г.А. Профиль субъектности педагогов учреждений дошкольного и школьного образования // Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21, № 2. С. 14–26. doi: 10.17759/bppe.2024210201
18. Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 4. С. 91–103. https://doi.org/10.17759/pse.2021260408
19. Капцов А.В., Панов В.И. Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 4. С. 72–80. doi: 10.17759/exppsy.2019120406
20. Капцов А.В. Оценка целостности психологической системы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2018. № 2 (24). С. 3–15.
21. Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 4. С. 16–25.
22. Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М.: Кредо, 2017. С. 294–296.
23. Мишакова Г.А. Когнитивный компонент экопсихологических стадий становления субъектности обучающихся вузов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2019. № 2 (26). С. 63-72.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 116 — 126
Скачиваний: 49