Учет личностных характеристик в процессе подготовки специалистов высоких технологий
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-127-137
Проблема создания психолого-педагогических условий подготовки специалистов глобальных рынков высоких технологий является одной из актуальных в современном образовании. Необходимо учитывать личностные характеристики при обучении студентов в современных социально-экономических условиях. В статье обозначены перспективы развития современных технологий в контексте нового технологического уклада. На основании изучения научной психологической литературы прописаны личностные характеристики специалистов, работающих в сферах рынка Аэронет Национальной технологической инициативы на примере операторов беспилотных летательных аппаратов. Обозначена необходимость профессионального психологического отбора и подготовки специалистов высоких технологий. В качестве образовательной технологии, учитывающей личностные характеристики студентов в процессе подготовки специалистов высоких технологий, нами была предложена концепция ConceiveDesign-Implement-Operate (CDIO, Придумывай-Разрабатывай-Внедряй-Управляй). Проведен сравнительный анализ стандартов CDIO и традиционной системы обучения в вузе. Обозначены направления учета личностных характеристик студентов, обучающихся по специальности «управление в технических системах» в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: специалисты высоких технологий, цифровая трансформация общества, личностные характеристики, Национальная технологическая инициатива, студенты
Библиография:
1. Юдина М.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-4-0-perspektivy-i-vyzovy-dlya-obschestva (дата обращения: 24.05.2024).
2. Мерзлякова Д.Р. Особенности психологического здоровья педагогов с разным уровнем профессионального мастерства в условиях цифровой трансформации образовательного процесса // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 2. С. 48–63.
3. Соколова И.И., Ильина Л.Н. Новые дискурсы образования взрослых: от дополнительного профессионального образования к обучению через всю жизнь // Непрерывное образование. 2018. № 4 (26). С. 10-12.
4. Поваренков Ю.П., Цымбалюк А.Э. Оперативность развития системы саморегуляции профессиональной деятельности // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 4. С. 608–625.
5. Кашапов М.М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116–130.
6. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. 768 с.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
8. Москвина Ю.А. Исследование личностных и мотивационных характеристик студентов технического вуза // Концепт. 2019. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-lichnostnyh-i-motivatsionnyh-harakteristik-studentov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 24.05.2024).
9. Балакшина Е.В. Индивидуально-психологические особенности студентов инженерных специальностей как детерминанты профессиональной надежности // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-osobennosti-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey-kak-determinanty-professionalnoy-nadezhnosti (дата обращения: 24.05.2024).
10. Лавриненко С.В. Подходы к оптимизации профессиональной подготовки студентов технического вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-optimizatsii-professionalnoy-podgotovki-studentov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 24.05.2024).
11. Гузанов Б.Н., Баранова А.А., Офицерова Н.Ю. Цифровая трансформация инженерной подготовки в федеральном университете // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 28-й Междунар. науч.-практ. конф., 23–24 мая 2023 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.пед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2023. С. 248–251.
12. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей шк. экономики, 2019. 342 с.
13. Трофимов В.В. Проблемы и риски высшего образования в период цифровой трансформации // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 3 (129). URL: https://research-journal.org/archive/3-129-2023-march/10.23670/IRJ.2023.129.32 (дата обращения: 24.05.2024).
14. Борисова Е.В. Личностные характеристики в процессах контроля компетенций студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 12-4 (102). С. 9–14. DOI: 10.23670/IRJ.2020.102.12.113
15. Коломоец М.В. Проблемы адаптации студентов технических специальностей в профессиональной деятельности // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15, № 4. С. 207–210.
16. Микова И.С., Павлюкевич Л.В. Учет особенностей развития студентов поколения Z при организации учебного процесса в высшей школе // Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в свете современных исследований: сб. науч. ст. XXXIII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2022. С. 210–216.
17. Остапенко Н.А. Учет возрастных особенностей как условие педагогического обеспечения адаптации студентов-первокурсников в многоуровневом образовательном комплексе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 6 (74). С. 192–196.
18. Слепко Ю. Н. Психологическое содержание и динамика целей учебной деятельности студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. С. 69–81.
19. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 24.05.2024).
20. Реестр профессиональных стандартов. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения: 24.05.2024).
21. Национальная технологическая инициатива. URL: https://nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 24.05.2024).
22. Williams K.W. A summary of unmanned aerial aircraft accidentincident data: Human factors implications. Technical report, New York: Praeger, 2004. 352 р.
23. Величковский Б.Б. Инженерно-психологические проблемы проектирования интерфейсов управления беспилотными летательными аппаратами // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenerno-psihologicheskie-problemy-proektirovaniya-intrefeysov-upravleniya-bespilotnymi-letatelnymi-apparatami (дата обращения: 24.05.2024).
24. Караяни А.Г., Караваев А.Ф. Психологические и психофизиологические особенности деятельности операторов боевых беспилотных летательных аппаратов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. № 1 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-i-psihofiziologicheskie-osobennosti-deyatelnosti-operatorov-boevyh-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov (дата обращения: 24.05.2024).
25. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э.Ф. Кроули, Й. Малмквист, С. Остлунд, Д.Р. Бродер, К. Эдстрем; пер. с англ. С. Рыбушкиной; под науч. ред. А. Чучалина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 504 с.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 127 — 137
Скачиваний: 56