Психологическая сепарация от родителей как фактор спортивной мотивации у студентов – спортсменов юношеского возраста
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-150-161
Статья посвящена исследованию психологической сепарации от родителей как фактору спортивной мотивации у студентов – спортсменов юношеского возраста. Выборка: 78 студентов-спортсменов вузов Санкт-Петербурга: 54 девушки и 24 юноши. Возраст от 18 до 22 лет. Методики: опросник психологической сепарации Дж. Хоффмана Psychological Separation Inventory в адаптации В.П. Дзукаевой, Т.Ю. Садовниковой; методика «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас, Е.П. Ильин); методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Ротера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда). Статистический анализ: t-критерий Стьюдента, линейная корреляция Пирсона. Результаты эмпирического анализа продемонстрировали, что для спортсменов характерен средний уровень сепарации от родителей, низкий уровень всех видов спортивных мотивов, амбинальность локуса контроля. Вторичная обработка данных: выявлены различия по половому признаку. Юноши проявляют большую эмоциональность и стремление к достижению успеха в спорте и демонстрируют более высокий уровень патриотизма, чем девушки. Девушки чаще обнаруживают сильную эмоциональную связь с матерью, что положительно влияет на их спортивную мотивацию. Юношам необходима поддержка обоих родителей. Значимым в формировании спортивной мотивации является развитие интернальности. Следовательно, и девушки, и юноши, отдаляясь от родителей, теряют поддержку и опору с их стороны, вследствие чего теряют спортивную мотивацию. Связь с родителями и высокий уровень субъективного контроля положительно влияют на мотивацию спортсмена. На основании полученных данных была разработана программа, направленная на развитие эффективных взаимоотношений спортсменов и их родителей. Она может найти свое применение в работе спортивного психолога, тренера при выстраивании взаимоотношений с родителями спортсменов и самими спортсменами юношеского возраста.
Ключевые слова: психологическая сепарация, мотивация, юноши, девушки, спортсмены, родители, уровень субъективного контроля
Библиография:
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. URL: https://storage.minsport.gov.ru/cms-uploads/cms/Strategiya_ced7bf6f15.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
2. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998. 21 с.
3. Дорофеева Н.В. Взаимоотношения в семье как фактор социальной установки на спорт у спортсменов олимпийского резерва: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2022. 25 с.
4. Цзинь Ц. Особенности, интересы и движущие мотивы принятия решений о начале занятий баскетболом в семье юного спортсмена // Мир спорта. 2022. № 3 (88). С. 52–55.
5. Эрматов угли С.А. Влияние семейных отношений в системе тренер – родитель – спортсмен // Scientific Journal Impact Factor (SJIF). 2021. 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89. doi: 10.24412/2181-1385-2021-10-442-448
6. Feeney B.C., Collins N.L. A new look at social support: a theoretical perspective on thriving through relationships // Pers Soc Psychol Rev. 2015 May. Vol. 19, № 2. Р. 113–147. doi: 10.1177/1088868314544222
7. Rouquette O.Y., Knight C.J., Lovett V.E., Heuzé J.-P. Parent-athlete relationships: A central but underexamined consideration within sport psychology // Sport & Exercise Psychology Review. 2020. Vol. 16, № 2. Р. 5–23. doi: 10.53841/bpssepr.2020.16.2.5
8. Панкратова И.А. Влияние копинг-стратегий на мотивацию у спортсменов-профессионалов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 4.
9. Мазниченко М.А., Садилова О.П., Мушкин В.Г., Мушкина И.А. Представления тренеров по дзюдо о диагностике, развитии и поддержке спортивной одаренности в раннем возрасте // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 2. С. 7–32. doi: 10.15293/2658-6762.2202.01
10. Menescardi C., Estevan I. Parental and Peer Support Matters: A Broad Umbrella of the Role of Perceived Social Support in the Association between Children's Perceived Motor Competence and Physical Activity // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18 (12). Р. 6646. doi: 10.3390/ijerph18126646
11. Антошкина Е.А. Локус контроля и его влияние на трудовую деятельность // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 1 (61). С. 39–46.
12. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Рыба Т.В. Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 3. С. 48–67. doi: 10.15293/2658-6762.2203.03
13. Дзукаева В.П. Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 278 с.
14. Дорофеева Н.В. Взаимоотношения в семье как фактор социальной установки на спорт у спортсменов олимпийского резерва: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2022. 25 с.
15. Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1. С. 59–71. doi: 10.17759/psyedu.2020120105
16. Бухарина Н.В. Особенности взаимодействия тренеров и родителей юных спортсменов // Психология спорта: успешные старты в науке и профессии: материалы Третьей Всерос. конф. с междунар. участием / под ред. К.А. Бочавера, Л.М. Довжик. М.: Моск. ин-т психоанализа, 2022. С. 30–39.
17. Дуброва А.А. Особенности взаимосвязи родительского отношения к занятиям спортом и показателей мотивации и перфекционизма юных спортсменов // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2021. № 4. С. 106–110. doi: 10.53742/1999-6799/4_2021_106
18. Шумова Н.С. Проблема психологической надежности деятельности спортсменов // Психология спорта: наука и практика / Московский институт психоанализа. М.: Моск. ин-т психоанализа, 2021. С. 166–180.
19. Феодорова Э.З. Возможности оценки восприятия спортсменами-подростками родительского отношения: адаптация методики «Восприятие родителей» // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Краснодар: Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, 2013. С. 263-264.
20. Бабушкин Г.Д. Психологические факторы, определяющие результативность соревновательной деятельности в спорте. Саратов: Вузовское образование, 2022. 148 с.
21. Кожин В.В. Методологические исследования профессионального и любительского спорта в современном российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8, № 2. С. 206–213.
22. Воронин А.Д. Взаимодействие в системе тренер – ребенок – родители как средство улучшения показателей оценочно-результативного компонента успешности спортивной подготовки ребенка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 10 (200). С. 76–82. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p76-83
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 150 — 161
Скачиваний: 66