Экзистенциальные концепты в семейном воспитании детей младшего школьного возраста (на примере концептов «смысл», «свобода», «страх», «любовь» и «смерть»)
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-112-120
Приведены результаты эмпирического исследования. Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования, в котором приняли участие 120 родителей, воспитывающих детей в возрасте 7–11 лет. Установлено, что родители осознают важность экзистенциальных концептов «смысл», «свобода», «страх», «любовь» и «смерть» в семейном воспитании; данные концепты обсуждаются в семьях преимущественно несколько раз в месяц; инициаторами обсуждений выступают как взрослые, так и дети; в качестве трудностей у родителей выступают: дефицит времени, недостаток педагогического инструментария, неумение объяснить младшему школьнику сущность данных концептов в связи с его возрастными особенностями. Сформулированы рекомендации для родителей по совершенствованию работы с экзистенциальными концептами в процессе семейного воспитания: содействовать детям в понимании сущности экзистенциальных концептов целесообразно уже с младшего школьного возраста; знакомство детей с экзистенциальными концептами необходимо осуществлять через совместную оценку и интерпретацию их жизненных событий с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей; в процессе работы с экзистенциальными концептами нужно использовать психолого-педагогический инструментарий, в основе которого лежит личностная рефлексия младшего школьника (метод моральных дилемм, социальные пробы, диалог, ведение личных дневников и их аналогов, диагностическая карта, портфолио проектирования личностного саморазвития, метафорические ассоциативные карты). Полученные в ходе исследования результаты могут послужить основой для разработки методического обеспечения обучения и воспитания младших школьников в части формирования их экзистенциальных концептов.
Ключевые слова: экзистенциальные концепты, смысл, свобода, страх, любовь, смерть, семейное воспитание, младший школьник
Библиография:
1. Karpenko O.A. et al. Impact of covid-19 pandemic on anxiety, depression and distress – online survey results amid the pandemic in Russia // Consortium psychiatricum. 2020. Vol. 1. P. 8–20.
2. Vashakide N., Devall Ju. The negative influence of the coronavirus pandemic on the psychological health of adolescents in the USA: ways to overcome // Actual Problems of Medicine and Biology. 2021. Vol. 1. P. 186–193.
3. Talevi D. et al. Mental health outcomes of the COVID-19 pandemic // Rivista di Psichiatria. 2020. Vol. 55 (3). P. 137–144.
4. Herdian H., Suwarti S., Estria S.R. Psychological wellbeing and psychological distress in the elderly during the COVID-19 pandemic // Consortium Psychiatricum. 2022. Vol. 3. P. 88–96.
5. Звоновский В.Б., Ходыкин А.В. Стратегии адаптации сторонников и противников спецоперации к жизни в ее условиях (на примере жителей Самарской области) // Социологический журнал. 2023. № 1. С. 8–35.
6. Макеева Н.Ю. Особенности психоэмоционального благополучия детей в условиях специальной военной операции // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 2 (63). С. 31–39.
7. Овдиенко В.И., Болотова Е.А. Проблема смысла жизни как вектор становления личности в современной философии // Общество: философия, история, культура. 2023. № 5 (109). С. 94–99.
8. Марцинковская Т.Д. Переживание кризиса транзитивности в реальном и виртуальном пространствах: личностный и социальный контекст // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 4. С. 30–40.
9. Марченко С.А. Влияние модернизации современного социума на экзистенциально-ценностное самоопределение личности // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 4. С. 168–172.
10. Махаматов Т.М., Пулатова Д.В. Феноменология экзистенции и возможность ее регулирования // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2022. № 1 (22). С. 60–67.
11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 22.08.2024).
12. Жемков Л.А., Чистякова О.Е. Развитие профессионального самоопределения старшеклассников методом личностно ориентированного тренинга: материалы 73-й научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2024. С. 1006–1012.
13. Шершнева А.В. Концептуальные основы формирования экзистенциальной сферы: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2001. 204 с.
14. Володин В.В. Экзистенциальный подход к организации образовательного процесса: основные положения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 10 (173). С. 118–125.
15. Суржанская Ю.В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. 2011. № 2 (14). С. 70–78.
16. Окладникова В.Д., Сафонова М.В. К вопросу о возможности рассмотрения конструкта жизненного мира с позиции экзистенциалов человеческого бытия // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2023. № 1 (63). С. 144–157.
17. Рожков М.И. Концепция экзистенциональной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 14–29.
18. Золотарева Т.А. Экзистенциальные концепты ориентиров личности в современном социуме // Гуманитарный вектор. 2018. Вып. 13, № 3. С. 68–74.
19. Омарбекова С.В. Любовь как экзистенциал человеческого бытия // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 131–135.
20. Боровой Е.М. Страх и одиночество личности в ситуации тотальной урбанизации современного общества // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 5. С. 40–45.
21. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для вузов. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2011. 383 с.
22. Blowlby J. Childhood mouring and implications for psychiatry // Am. J. Psychiat. 1961. Vol. 118. P. 481–498.
23. Желателев Д.В. Возрастной аспект экзистенциальных представлений детей и подростков // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 4. С. 63–71.
24. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. М.: АСТ, 2021. 360 с.
25. Lansdown R. The Development of the Concept of Death and Its Relationship to Communicating with Dying Children // Current Issues in Clinical Psychology. 1987. Vol. 3. P. 37–47.
26. Nagy M. H. The children theories concerning death // Gen. Psychol. 1948. Vol. 7. P. 3–27.
27. Antony S. he discovery of death in childhood and after. New York: Basic books, 1972. 280 p.
28. Wolff S. Children under stress. Harmondsworth: Penguin Books, 1973. 284 p.
29. Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания // Обозрение психиатрии и медицинской психологии института имени В.М. Бехтерева, 1992. № 2. С. 17–28.
30. Эльячефф К. Затаенная боль. Дневник психоаналитика. М.: Ин-т общегуман. исследований, 2018. 150 с.
31. Peseschkian N. Positive Psychotherapy. Theory and practice of a new method. Berlin, 2000. 443 p.
32. Машарова Т.В. Роль ситуативной доминанты в самоопределении учащихся // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (34). С. 40–46.
33. Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном аэрокосмическом образовании // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. С. 107–115.
34. Корчагина Н.С., Якутина Н.А. Использование метафорических ассоциативных карт в практике школьного психолога // Народное образование. 2024. № 1. С. 54–58.
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 112 — 120
Скачиваний: 118