Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 23.08.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №3 Приходское попечение как стратегия педагогической поддержки детей
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Приходское попечение как стратегия педагогической поддержки детей

Кочкина Дарья Дмитриевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-19-31

Информация об авторе:

Кочкина Д.Д., специалист сектора приходского просвещения (Волоколамское шоссе, 126, Москва, Россия, 125371). E-mail: dariakochkina@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2982-0550 SPIN-код: 7140-9522 AuthorID: 1120646.

Актуальность исследования состоит в выявлении специфики приходского попечения (социально-педагогической деятельности в православном приходе) как области педагогической поддержки; уточняется понятие педагогической поддержки в контексте рассматриваемого вопроса. Новизна заключается в описании педагогической тактики попечения как варианта педагогической поддержки, возникающей в обстоятельствах взаимодействия детей и педагогов прихода. Центром развития общения внутри прихода является встреча двух акторов: человека и другого человека (социальный аспект), человека и сокровенного его я (психологический аспект), человека и Бога (богословский аспект). Попечение как тактика педагогической поддержки базируется на практике, центральной категории и основе приходского взаимодействия детей и педагога. Категория практики в попечении проявляется тогда, когда педагог стремится прожить и пережить вместе с ребенком события, равнозначимые для них. Тактика попечения как максимально естественная для православной традиции культурная практика может лежать в основе выстраиваемой стратегии приходского попечения о детях, которая характеризуется типичными признаками, определенными в исследовании. В зависимости от тенденций функционирования приходского попечения о детях педагогами могут выбираться и другие педагогические тактики, отличные от тактик педагогической поддержки детей. Кроме того, в статье обозначаются проблемы, мешающие распространению и применению тактик педагогической поддержки в православных приходах.

Ключевые слова: приходское попечение, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, тактика попечения, религиозное воспитание, религиозная социализация, православный приход

Библиография:

1. Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн/дорожная-карта-первоочередных-мер-вш/ (дата обращения: 01.11.2024).

2. Регламент церковного служения специалиста по приходскому просвещению Единого профиля // PRAVOBRAZ.RU: официальный сайт СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/reglament-cerkovnogo-sluzheniya-specialista-po-prixodskomu-prosveshheniyu-edinogo-profilya/ (дата обращения: 01.11.2024).

3. Митрополит Евгений принял участие в работе секции Рождественских чтений «Приходское просвещение детей и взрослых» // PRAVOBRAZ.RU: официальный сайт СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/mitropolit-evgenij-prinyal-uchastie-v-rabote-sekcii-rozhdestvenskix-chtenij-prixodskoe-prosveshhenie-detej-i-vzroslyx/ (дата обращения: 01.11.2024).

4. Митрополит Екатеринбургский Евгений провел онлайн-совещание с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5904978.html (дата обращения: 01.11.2024).

5. В рамках Международных образовательных чтений состоялся семинар «Приходское просвещение» // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5811415.html (дата обращения: 01.11.2024).

6. Встреча-семинар «Приходское попечение о детях, педагогическое сопровождение взрослых» // Официальный сайт отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии. URL: https://oroiksamara.ru/3192 (дата обращения: 01.11.2024).

7. Иеромонах Геннадий (Войтишко) представил новые методические разработки педагога Кубанской митрополии // PRAVOBRAZ.RU: официальный сатй СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/ieromonax-gennadij-vojtishko-predstavil-novye-metodicheskie-razrabotki-pedagogam-kubanskoj-mitropolii/ (дата обращения: 01.11.2024).

8. Кочкина Д.Д. Педагогическое сопровождение детей в приходских общинах // Вестник Ярославской духовной семинарии. 2023. № 5. С. 170–177.

9. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. Вып. 3. С. 58–63.

10. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Касицина Н.В. Педагогика поддержки: третье пространство образования: в 2 кн. Кн. 1: Приближения к теме. Четыре тактики / под ред. А.С. Русакова. СПб.: Образовательные проекты, 2023. 208 с.

11. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. Книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике. М.: Народное образование, 2003. 441 с.

12. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 47 с.

13. Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Кострома, 2010. 47 с.

14. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Генезис, 2002. 298 с.

15. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как культурно-педагогическая практика: история понятия, тактики и стратегии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2023. № 210. С. 117–123.

16. Ульянова И.В., Свинарева О.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20857 (дата обращения: 01.11.2024).

17. Ускова С.А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование // ЧиО. 2013. № 2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-kak-bazovaya-kategoriya-sovremennoy-pedagogiki-teoreticheskoe-obosnovanie (дата обращения: 01.11.2024).

18. Свинарева О.В. Интерпретация понятия «Педагогическое сопровождение» в современной науке // Инновации в науке. 2014. № 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-ponyatiya-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-v-sovremennoy-nauke (дата обращения: 01.11.2024).

19. Любаскина В.Г. Тьюторское сопровождение процесса самообразования в школе дистанционного обучения (из опыта психолого-педагогического сопровождения) // Экстернат.РФ. 2022. № 2 (16). С. 27–32.

20. Чупаха И.В. Проблема психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и его семьи // Мировые стратегии развития науки и образования в новой реальности: междисциплинарные исследования: материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 29–30 января 2024 года. Краснодар: Наука и технологии, 2024. С. 103–106.

21. Донгаузер Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с проявлениями тревожности в образовательной организации // Социальное партнерство в решении проблем детей, находящихся в социально опасном положении: тренды, вызовы, решения: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 26 октября 2023 года. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2024. С. 11–17.

22. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки // Homekid.ru: официальный сайт СПбГБУ «Городской информационно-методический центр „Семья“». URL: http://homekid.ru/content/docs/met_help/rabotu_speczialistov_czentra/kasicina/Касицина_Четыре%20тактики%20педагогики%20поддержки.pdf (дата обращения: 01.11.2024).

23. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.

24. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Индивидуальность как встреча с собой – Другим // Psychology-online.net: электронная библиотека. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1274.html (дата обращения: 01.11.2024).

25. Писания мужей апостольских. Рига: Латв. библ. о-во, 1992. 667 с.

26. Крылова Н.Б. Особенности взаимодействия с детьми с позиции понимающей педагогики // Новые ценности образования: сайт. URL: https://www.newedvalues.ru/wp-content/uploads/2014/11/Крылова-особенности_взаимодействия_2014_11_18_11_03_51_007.pdf (дата обращения: 01.11.2024).

27. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 2. С. 3–8.

28. Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн/основы-педагогического-сопровождени/ (дата обращения: 01.11.2024).

29. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934. Ч. 1. 258 с.

30. Кочкина Д.Д. Концепция смыслового подхода к преподаванию вероучительных дисциплин в системе приходского попечения о детях // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2021. № 4 (22). С. 84–92.

31. ЕУМК «Бог и человек: движение навстречу» // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн (дата обращения: 01.11.2024).

32. Войтишко Геннадий, иером., Кочкина Д.Д., Ракушин А.В. и др. Жизнь с Евангелием. Курс для приходских занятий с подростками 14–17 лет // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн/product-category/eumk/14-17/ (дата обращения: 01.11.2024).

33. Тема эффективных методов работы с детьми стала главной на семинаре по приходскому просвещению // Pravobraz.ru: официальный сайт СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/tema-effektivnyx-metodov-raboty-s-detmi-stala-glavnoj-na-seminare-po-prixodskomu-prosveshheniyu/ (дата обращения: 01.11.2024).

kochkina_darya_dmitriyevna_19_31_3_61_2025.pdf ( 435.37 kB ) kochkina_darya_dmitriyevna_19_31_3_61_2025.zip ( 427.59 kB )

Выпуск: 3, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 19 — 31

Скачиваний: 111

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ