Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 21.08.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №3 Педагогические инструменты формирования социальных компетенций у старших дошкольников
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Педагогические инструменты формирования социальных компетенций у старших дошкольников

Быстрова Юлия Александровна, Лапп Елена Александровна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-74-83

Информация об авторе:

Быстрова Ю.А., доктор психологических наук, доцент, заведующий научной лабораторией Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ул. Сретенка, 29, Москва, Россия, 127051). E-mail: BystrovaYuA@mgppu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1866-0993 SPIN-код: 6862-7230 ResearcherID: GPT-4500-2022, Лапп Е.А., кандидат педагогических наук, доцент, завкафедрой, Азовский государственный педагогический университет (ул. Шмидта, 4, Бердянск, Россия, 271118). E-mail: lapp-elen1965@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5411-915X SPIN-код: 6126-1887

Представлено исследование применения педагогического инструментария для формирования социальных компетенций у дошкольников. В работе были использованы следующие методы: метод проблемного обучения с целью развития социально направленного мышления; метод моделирования жизненных ситуаций с целью запуска коллективных мыслительных процессов в группе дошкольников; метод кейсов с целью усвоения дошкольниками алгоритмов социально одобряемого поведения. В статье рассматриваются четыре основных компонента развития социальной компетентности дошкольника, разработанные авторским коллективом: содержательный – с опорой на социальную осведомленность дошкольника; личностно-регуляторный – с опорой на развитие рефлексии у воспитанников; эмоциональный – с опорой на чувственный опыт детей; поведенческий – закрепление новых знаний на практике и перенос сформированных навыков в новые условия. Представлены результаты использования педагогического инструментария для развития каждого компонента социальной компетентности у дошкольников.

Ключевые слова: старшие дошкольники, дошкольный возраст, личность, социальные компетенции, компоненты социальной компетентности, социальный навык, педагогические инструменты, социализация

Библиография:

1. Абашина В.В., Якоб С.А. Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 17. URL: http://e-koncept.ru/2015/75234.htm (дата обращения: 14.11.24).

2. Львова С.В., Неделькович Е.Г. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в развитии личности ребенка-дошкольника // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2019. № 1-2. С. 77–86.

3. Урусова А.М. Актуальные проблемы развития личности дошкольника в современном образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 320–323.

4. Шалина А.А., Суворова О.В., Минаева Е.В. Личность старшего дошкольника как субъект нравственного выбора: условия и возможности развития. Н. Новгород, 2022. 174 с.

5. Чудесникова Т.А. Социокогнитивный подход к диагностике и формированию социально-коммуникативных компетенций у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 2021. № 5. С. 57–65.

6. Симонова Р.Н. Формирование социальных компетенций у детей дошкольного возраста в совместной творческой деятельности // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2023. № 15. С. 836–838.

7. Рубцов В.В., Улановская И.М. Влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6–10 лет // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 1. С. 5–16. doi: 10.17759/pse.2022270101

8. De Verdier K. Children with blindness: Developmental aspects, comorbidity and implications for education and support. Stockholm University, Faculty of Social Sciences, Department of Special Education, 2018. P. 124.

9. Bystrova Yu., Kovalenko V., Kazachiner O. Social and pedagogical support of childrenwith disabilities in conditions of general secondary educational establishments // Journal for Educators, Teachers and Trainers. 2021. Vol. 12 (3). P. 101–114. doi: 10.47750/ jett.2021.12.03.010

10. Bystrova Yu., Viktoriia K., Olha Z. Psychological and pedagogical conditions for the predictive competence development of elementary school pupils with intellectual disabilities by means of fine arts // Nuances: Estudos sobre Educação. 2022. P. e022012. doi: 10.32930/nuances.v33i00.9497

11. Алехина С.В., Быстрова Ю.А., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Реализация принципа непрерывности в инклюзивном образовании в России // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29, № 5. С. 31–48. doi: 10.17759/pse.2024290503

12. Масалова В.С., Ягловская Е.К. К вопросу о понимании дошкольниками эмоциональных состояний другого человека // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 1. С. 8–15. doi: 10.17759/bppe.2020170101

13. Быстрова Ю.А. Развитие социальной компетентности у подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 6. C. 102–114. doi: 10.17759/pse.2022270608

14. Салмина Н.Г., Иовлева Т.Е., Тиханова И.Л. Методика диагностики социально желательного поведения, исследование феномена социально желательного поведения в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11, № 4. С. 81–94.

15. Краковская М.С. Компетенция построения социального пространства отношений дошкольников в системе обеспечения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9, вып. 10. C. 986–992.

16. Содномова Н.Б. Опыт внедрения педагогической модели процесса формирования социальных компетенций старших дошкольников в образовательной среде // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. Вып. 15 (1). С. 172–177.

17. Барцаева Е.В. Теоретические основы применения игровых технологий в формировании социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 83–87.

18. Ананьева Е.В., Валявко С.М., Морозов С.А. О моделировании социального взаимодействия старших дошкольников в условиях инклюзии // Специальное образование. 2022. № 2 (66). Special Education. 2022. No. 2 (66). С. 143–159.

19. Габай Т.В. Научные идеи П.Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения // Культурно-историческая психология. 2012. Т. 8, № 4. С. 28–37.

20. Быстрова Ю.А. Развитие ценностных ориентаций у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях психолого-педагогического сопровождения // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2021. № 3. С. 314–332. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47379495 (дата обращения: 14.11.24).

21. Сарсенова С.О. Проблемные ситуации в процессе обучения математике // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 12–2 (24). С. 245–246.

bystrova_yuliya_aleksandrovna_74_83_3_61_2025.pdf ( 455.31 kB ) bystrova_yuliya_aleksandrovna_74_83_3_61_2025.zip ( 447.78 kB )

Выпуск: 3, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Страницы: 74 — 83

Скачиваний: 122

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ