Философское обоснование аксиологического подхода в изучении педагогических явлений
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-44-53
Современная гуманистическая система высшего образования в России характеризуется стремлением к социально-культурному и духовному развитию личности, воспитанию человека культуры и широкого кругозора. В связи с этим в исследованиях проблем профессионального образования и профессионального обучения наблюдается повышенное внимание к ценностям, ценностным ориентациям, ценностным отношениям и другим аксиологическим понятиям, совокупность которых выступает, с одной стороны, значимым компонентом личности как субъекта социокультурной жизни, а с другой – значимым качеством профессионала, включенного в трудовую жизнь общества. Актуальность ценностной проблематики в профессиональном образовании побуждает педагогов обращаться к аксиологическому подходу – набору средств и методов, способствующих формированию у будущих специалистов нравственного сознания, общечеловеческих и профессиональных ценностей, ценностного отношения к своей профессии. На первый план выходит личностно ориентированная модель обучения, предполагающая отношение к обучающемуся как к самостоятельной личности, а не как к индивиду образовательного процесса. В данной статье мы попытались дать философское обоснование аксиологическому подходу в изучении педагогических явлений, поскольку исследуемый нами подход существует на стыке философии и педагогики, реализуется только через философско-педагогическое осмысление и соответствует паспорту научной специальности 5.8.7 «Методология и технология профессионального образования».
Ключевые слова: высшее образование, профессиональное образование, аксиологический подход, ценность, ценностное отношение, ценностные ориентации
Библиография:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 2, п. 2. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 18.04.2024).
2. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах: т. 1 / сост., общ. ред. и вступ. статья А.Л. Субботина. М.: Мысль, 1977. 567 с.
3. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 7. С. 85–92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-pedagogicheskom-issledovanii-suschnost-znachenie-problemy-realizatsii (дата обращения 18.04.2024).
4. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2. С. 202–212. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-pedagogike (дата обращения: 26.04.2024).
5. Маликова М.Г. Аксиологический подход в педагогике: современность и перспективы // Проблемы культуры и образования. 2022. № 2. С. 47–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49225259 (дата обращения: 18.04.2024).
6. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 439 с.
7. Риккерт Г. Ценность и действительность // 403 группа философского факультета (2017–2018): [Страница в соцсети «ВКонтакте»]. 8 февраля 2016. URL: https://vk.com/wall-101373242_39 (дата обращения: 18.04.2024).
8. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию: учебное пособие для изучающих философию. М.: Современные тетради, 2001. 128 с. URL: https://philos.msu.ru/sites/default/files/lib/Анисимов%20С.Ф.%20Введение%20в%20аксилогию.pdf (дата обращения: 18.04.2024).
9. Скопич Н.П. Соотношение двух категорий в аксиологии: «ценность» и «оценка» // Альманах современной науки и образования. 2007. № 7 (2). С. 155–157. URL: https://www.gramota.net/article/alm20071866/fulltext (дата обращения: 25.04.2024).
10. Хундаева Е.О. Значение и значимость в лингвофилософской теории // Вестник БГУ. 2012. № 15. С. 164–168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-i-znachimost-v-lingvofilosofskoy-teorii (дата обращения: 25.04.2024).
11. Артюшина М.Н. Социально-педагогические условия формирования ценностных отношений // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. Т. 4, № 2. С. 1–10. URL: https://goo.su/GGBP (дата обращения: 25.04.2024).
12. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // пер. с нем. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2007. 150 с. URL: http://bibikhin.ru/evropeiskii_nigilizm (дата обращения: 25.04.2024).
13. Аристотель: сочинения в 4 т. // пер. и ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
14. Янушевская Е.В. Н.Ф. Федоров как аксиолог: переосмысляя идеи Г. Лотце // Философия и общество. 2022. Вып. № 1 (102). С. 110–120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-f-fedorov-kak-aksiolog-pereosmyslyaya-idei-r-g-lottse (дата обращения: 25.04.2024).
15. Загирняк М.Ю. Понятие ценности у Г. Риккерта и его интерпретация в философии С.И. Гессена // Кантовский сборник. 2012. № 1. С. 40–44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-esteticheskih-tsennostey-v-fenomenologii-maksa-shelera (дата обращения: 26.04.2024).
16. Толокевич Л.А. Проблема эстетических ценностей в феноменологии Макса Шелера // Вестник ЧелГУ. 2010. № 16. С. 168–174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tsennosti-u-g-rikkerta-i-ego-interpretatsiya-v-filosofii-s-i-gessena (дата обращения: 26.04.2024).
17. Афанасьев А.В. Научные подходы к исследованию понятия «ценностное отношение» // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1. С. 194–197. URL: https://idpluton.ru/wp-content/uploads/gv118.pdf (дата обращения: 26.04.2024).
18. Ростовская Т.К., Калиев Т.Б. Современные теории изучения ценностно-смысловой сферы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 33–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-teorii-izucheniya-tsennostno-smyslovoy-sfery (дата обращения: 26.04.2024).
19. Колесов В.И., Смолонская, А.Н., Смолонский С.И. Формирование социальных компетенций в современном социуме как фактор успешной самореализации // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4 (45). С. 18–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnyh-kompetentsiy-v-sovremennom-sotsiume-kak-faktor-uspeshnoy-samorealizatsii (дата обращения: 30.04.2024).
20. Соловейчик С.Л. Педагогика сотрудничества. М.: Первое сентября, 2016. 22 с. URL: https://искусствожить.su/docs/cooperation_pedagogy.pdf (дата обращения: 30.04.2024).
21. Комаров А.С. Общечеловеческие ценности: опыт апологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 4 (4). С. 21–29. URL: https://pnojournal.wordpress.com/2015/06/15/komarov/ (дата обращения: 30.04.2024).
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 44 — 53
Скачиваний: 125