№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1201 | В статье рассмотрены основные теории, концепции и взгляды относительно феномена образа будущего как продукта психического отражения действительности, который основывается на сенсорно-перцептивном уровне, уровне представлений и вербально-логическом уровне. Рассмотрены модели образа будущего в западной и отечественной традициях; разработана и представлена авторская модель образа будущего современной молодежи, включающая в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Рассмотрено понятие неопределенности как характеристики объективной реальности, оказывающей влияние на построение образа будущего. Проанализированы основные концепции и взгляды на неопределенность и ситуацию неопределенности как дефицит или переизбыток информации, создающей высокую степень рискованности в принятии решения, которое может повлиять на будущее субъекта. Проведено эмпирическое исследование на базе вузов г. Донецка Донецкой Народной Республики и г. Симферополя Республики Крым, в результате которого выявлены особенности восприятия образа будущего обучающимися данных вузов с учетом их субъективного понимания неопределенности. Ключевые слова: образ будущего, толерантность к неопределенности, ситуация неопределенности, контроль, дефицит информации, переизбыток информации | 156 | |||||
1202 | Экопсихологическая параллельно-последовательная модель становления субъектности в учебной деятельности включает в себя семь стадий. Характер взаимосвязей стадий становления субъектности между собой математически представлен коэффициентами связности и целостности. Специфика субъектности педагогов изучалась на протяжении 2021–2023 гг. в процессе курсов повышения квалификации на базе МБОУ ОДПО ЦРО г. Самара. В мониторинге приняли участие 149 работников системы образования (M = 43,83; Sd = 34,68; из них 95,3 % – женщины). Проведенное исследование позволило изучить профиль субъектности (выраженность каждой стадии становления субъектности) педагогов, связность стадий становления субъектности между собой, процесс интериоризации/экстериоризации профессиональных компетенций. У респондентов обнаружены высокий уровень стадии «мотивированный индивид», при низких показателях остальных стадий обнаружены взаимосвязи возраста и уровня образования с выраженностью стадий становления субъектности. Минимальный уровень профессиональной подготовки педагогов соотносится с низким уровнем мотивации и творческой самореализации. Молодость специалистов связана с сформированностью личностного и когнитивного уровней универсальных учебных действий и недостаточной поисковой и внутренней регуляторной активностью. Педагоги высокой и низкой связности стадий «мотивированный индивид» (U = 114,50 при p Ключевые слова: стадии становления субъектности, связность стадий становления субъектности, целостность, интериоризация, экстериоризация | 140 | |||||
1203 | Рассматривается изучение декоративного восприятия как психологического процесса в контексте учебно-творческой деятельности студентов во время пленэрной практики. Освоенные студентами умения изучать и грамотно воспроизводить объекты реального мира помогают им в выразительной стилизации натуры, поскольку только через познание предмета возможно максимально творчески его раскрыть. Однако овладев навыками реалистичного изображения природы в соответствии с законами изобразительной грамоты, студенты старших курсов демонстрируют неспособность к декоративному изображению натуры. Трудности при переходе от реалистичного изображения к декоративному могут указывать на недостаточно развитое декоративное восприятие у обучающихся. Анализируются психологические трудности, с которыми сталкиваются студенты старших курсов художественных факультетов при создании декоративных этюдов на природе. Исследование включает анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за изобразительной деятельностью студентов, просмотр пленэрных работ с целью выявления типичных ошибок и внедрения результатов исследования в образовательный процесс. На основе теоретических и практических данных делается вывод, что психологические проблемы студентов связаны именно с декоративным восприятием, поскольку обучающиеся не до конца понимают, что нужно увидеть в натуре. Просмотр пленэрных работ подтверждает низкий уровень декоративного восприятия, которое отражается в отсутствии таких признаков, как эмоциональное и чувственное восприятие ландшафта, оригинальность идей, выразительность цвета, поиск стереотипного и индивидуального, использование стилизации, способность выделять ключевые особенности и объединять детали, создавать целостный живописный этюд. Исследование подтверждает необходимость дальнейшего изучения этой проблемы для раскрытия методических возможностей пленэрной практики. Ключевые слова: восприятие, декоративный этюд, образ, замысел, композиция | 137 |