№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1201 | Статья посвящена 85-летию Виктора Павловича Шейнова – известного ученого, активного автора журнала «Научно-педагогическое обозрение». Сфера научных интересов профессора В.П. Шейнова – психология личности, общая, социальная, педагогическая и кросс-культурная психология, конфликтология, психодиагностика, психометрика. Являясь авторитетным специалистом в области психологических исследований, Виктор Павлович приобрел широкую известность благодаря большому числу научных и научно-практических публикаций. Он автор более 400 научных работ – по психологии (в том числе 21 монографии), социологии, математике, а также более 40 книг по практической психологии. Ключевые слова: В.П. Шейнов, монографии, статьи, методики исследования | 302 | |||||
1202 | Рассматривается изучение декоративного восприятия как психологического процесса в контексте учебно-творческой деятельности студентов во время пленэрной практики. Освоенные студентами умения изучать и грамотно воспроизводить объекты реального мира помогают им в выразительной стилизации натуры, поскольку только через познание предмета возможно максимально творчески его раскрыть. Однако овладев навыками реалистичного изображения природы в соответствии с законами изобразительной грамоты, студенты старших курсов демонстрируют неспособность к декоративному изображению натуры. Трудности при переходе от реалистичного изображения к декоративному могут указывать на недостаточно развитое декоративное восприятие у обучающихся. Анализируются психологические трудности, с которыми сталкиваются студенты старших курсов художественных факультетов при создании декоративных этюдов на природе. Исследование включает анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за изобразительной деятельностью студентов, просмотр пленэрных работ с целью выявления типичных ошибок и внедрения результатов исследования в образовательный процесс. На основе теоретических и практических данных делается вывод, что психологические проблемы студентов связаны именно с декоративным восприятием, поскольку обучающиеся не до конца понимают, что нужно увидеть в натуре. Просмотр пленэрных работ подтверждает низкий уровень декоративного восприятия, которое отражается в отсутствии таких признаков, как эмоциональное и чувственное восприятие ландшафта, оригинальность идей, выразительность цвета, поиск стереотипного и индивидуального, использование стилизации, способность выделять ключевые особенности и объединять детали, создавать целостный живописный этюд. Исследование подтверждает необходимость дальнейшего изучения этой проблемы для раскрытия методических возможностей пленэрной практики. Ключевые слова: восприятие, декоративный этюд, образ, замысел, композиция | 291 | |||||
1203 | В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) 13 декабря 2024 г. был проведен круглый стол, посвященный юбилею диссертационного совета. Его участниками стали: доктор педагогических наук Валентина Ивановна Ревякина, доктор педагогических наук Светлана Ивановна Поздеева, доктор педагогических наук Лариса Германовна Смышляева, кандидат педагогических наук Ольга Рамазановна Нерадовская, члены диссертационного совета, аспиранты и соискатели. На круглом столе были подведены итоги работы диссертационного совета: проанализировано количество и качество защищенных за период с 1999 г. диссертаций по педагогическим наукам; выявлена актуальная тематика и проблематика исследований по общей педагогике и педагогике профессионального образования; показана их связь с направлениями модернизации российского образования и развития отечественной педагогической науки. В качестве основных тенденций развития педагогической теории и образовательной практики были обозначены концепции современного детства как социокультурного феномена, изменение содержания и качества педагогической деятельности, образовательные и социальные инновации в разных сферах образования, новые методы исследования. Участники обсуждения пришли к выводу, что в ТГПУ создана экосистема поддержки и развития исследований в сфере образования: диссертационный совет, аспирантура, научно-исследовательская лаборатория качества научно-педагогических исследований и школа педагога-исследователя для аспирантов и соискателей. Ключевые слова: педагогическая наука, диссертационные исследования, тематика диссертаций, направления исследований | 271 | |||||
1204 | Представлен опыт Томского государственного педагогического университета в области диагностики функциональной грамотности будущих учителей истории в рамках проведения студенческой олимпиады. Показано, что предметная функциональная грамотность будущего учителя является основой его функциональной грамотности как педагога. Выявлено, что олимпиада является одним из действенных способов диагностики уровня функциональной грамотности ввиду полидисциплинарности олимпиадных вопросов и заданий, а также особенностей формата проведения. Предложено два этапа диагностики предметной функциональной грамотности в рамках олимпиады: связанный с определением общего уровня читательской, информационной, естественно-научной и математической грамотности и связанный с диагностикой сформированности глобальных компетенций и креативного мышления. Представлены результаты диагностики, показавшие высокий и средний уровни сформированности читательской, информационной, естественно-научной, математической грамотности и недостаточную подготовку студентов в области глобальных компетенций и креативного мышления. Делается вывод о том, что выявленные недостатки должны стать основанием для дальнейшей работы в этом направлении. Ключевые слова: история России, функциональная грамотность, предметная олимпиада, читательская грамотность, информационная грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции, студенты | 134 | |||||
1205 | В статье актуализируется проблема наставничества в системе «школа – школа» как один из ключевых механизмов повышения качества образования в контексте приоритетов современного образования в России. Этот вид наставничества позволяет не только усилить профессиональное развитие педагогов, но и создать условия для устойчивого обмена лучшими практиками между образовательными учреждениями. В статье рассматриваются методологические подходы к реализации модели наставничества «школа – школа» в России и за рубежом, а также факторы, которые влияют на успешность этой формы взаимодействия. В ходе исследования проведен анализ отечественного и международного опыта, что позволяет выявить наиболее эффективные практики и предложить рекомендации для дальнейшего развития системы наставничества в России. Особое внимание уделено методологическим аспектам наставничества и его влиянию на качество образования, а также условиям, способствующим успешной реализации наставнических программ в России и за рубежом. В заключение представлены выводы о необходимости внедрения инновационных моделей наставничества в образовательную практику и усиления взаимодействия между образовательными учреждениями для решения актуальных задач современной школы. Ключевые слова: наставничество, наставничество «школа – школа», образовательные приоритеты, российское образование, зарубежный опыт, профессиональное развитие педагогов, взаимодействие образовательных учреждений, обмен лучшими практиками, государственные программы, качество образования | 129 | |||||
1206 | Рассматриваются взгляды ученых на моральное развитие и моральную идентичность. Освещаются подходы к определению нравственного поведения в когнитивизме, бихевиоризме и гуманистической психологии. Анализируются современные эмпирические исследования, посвященные факторам и механизмам нравственного поведения, включая просоциальное поведение, моральные эмоции и саморегуляцию. Цель исследования – провести анализ психологических представлений о нравственном поведении и его духовно-нравственной регуляции в ведущих классических теориях зарубежной психологии и рассмотреть их отражение в современных эмпирических исследованиях. Ключевые слова: нравственное поведение, нравственность, духовно-нравственная регуляция, моральная идентичность, моральные чувства | 129 | |||||
1207 | Современная гуманистическая система высшего образования в России характеризуется стремлением к социально-культурному и духовному развитию личности, воспитанию человека культуры и широкого кругозора. В связи с этим в исследованиях проблем профессионального образования и профессионального обучения наблюдается повышенное внимание к ценностям, ценностным ориентациям, ценностным отношениям и другим аксиологическим понятиям, совокупность которых выступает, с одной стороны, значимым компонентом личности как субъекта социокультурной жизни, а с другой – значимым качеством профессионала, включенного в трудовую жизнь общества. Актуальность ценностной проблематики в профессиональном образовании побуждает педагогов обращаться к аксиологическому подходу – набору средств и методов, способствующих формированию у будущих специалистов нравственного сознания, общечеловеческих и профессиональных ценностей, ценностного отношения к своей профессии. На первый план выходит личностно ориентированная модель обучения, предполагающая отношение к обучающемуся как к самостоятельной личности, а не как к индивиду образовательного процесса. В данной статье мы попытались дать философское обоснование аксиологическому подходу в изучении педагогических явлений, поскольку исследуемый нами подход существует на стыке философии и педагогики, реализуется только через философско-педагогическое осмысление и соответствует паспорту научной специальности 5.8.7 «Методология и технология профессионального образования». Ключевые слова: высшее образование, профессиональное образование, аксиологический подход, ценность, ценностное отношение, ценностные ориентации | 126 | |||||
1208 | Представлено исследование применения педагогического инструментария для формирования социальных компетенций у дошкольников. В работе были использованы следующие методы: метод проблемного обучения с целью развития социально направленного мышления; метод моделирования жизненных ситуаций с целью запуска коллективных мыслительных процессов в группе дошкольников; метод кейсов с целью усвоения дошкольниками алгоритмов социально одобряемого поведения. В статье рассматриваются четыре основных компонента развития социальной компетентности дошкольника, разработанные авторским коллективом: содержательный – с опорой на социальную осведомленность дошкольника; личностно-регуляторный – с опорой на развитие рефлексии у воспитанников; эмоциональный – с опорой на чувственный опыт детей; поведенческий – закрепление новых знаний на практике и перенос сформированных навыков в новые условия. Представлены результаты использования педагогического инструментария для развития каждого компонента социальной компетентности у дошкольников. Ключевые слова: старшие дошкольники, дошкольный возраст, личность, социальные компетенции, компоненты социальной компетентности, социальный навык, педагогические инструменты, социализация | 125 | |||||
1209 | Содержатся результаты эмпирического исследования, целью которого является выявление видов адаптационной готовности субъектов высшего образования. Научное знание о видах адаптационной готовности позволит улучшить эффективность взаимодействий в образовательной среде университетов и повысить качество высшего образования. В исследовании приняли участие 386 студентов (средний возраст (21,6 ± 3,4) года, мужского пола 40 %) и 152 преподавателя (средний возраст (51,2 ± 12,6) года, мужского пола 22,7 %) университетов гг. Саратова, Москвы, Самары, Волгограда, Пензы, Ставрополя, Ярославля и др. Применялась методика диагностики адаптационной готовности М.В. Григорьевой, в качестве статистического метода – кластерный анализ. По итогам анализа были интерпретированы шесть видов адаптационной готовности преподавателей и четыре вида адаптационной готовности студентов и сформулированы следующие выводы: виды адаптационной готовности у преподавателей выделяются более четко по сравнению с группой студентов; у студентов наблюдается большее разнообразие видов адаптационной готовности и более диффузное их разграничение и выявлены трудности формирования адаптационной готовности, связанные с непониманием сути изменений своих состояний в новых ситуациях и непониманием окружающих людей. Ключевые слова: адаптационная готовность, студенты, преподаватели университетов, виды адаптационной готовности | 125 | |||||
1210 | Работа посвящена проблеме развития вычислительных навыков, необходимых для решения расчетных задач по физике. Обозначен источник проблемы, приводящий к недостаточному развитию вычислительных навыков у учащихся. Представлены результаты апробации созданных автором компьютерных тренажеров. Тренажер «Формулы по физике» развивает навык нахождения неизвестных физических величин, тренажер «Округление чисел» развивает навык округления полученного результата до требуемого разряда. Проблема вычислительных ошибок сохраняется при решении уравнений в три и более действия приблизительно у 10 % учащихся, при этом вероятность ошибок снижается до 10 %. Ключевые слова: вычислительные навыки, решение задач по физике, компьютерный тренажер, рабочая память | 119 | |||||
1211 | Приведены результаты эмпирического исследования. Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования, в котором приняли участие 120 родителей, воспитывающих детей в возрасте 7–11 лет. Установлено, что родители осознают важность экзистенциальных концептов «смысл», «свобода», «страх», «любовь» и «смерть» в семейном воспитании; данные концепты обсуждаются в семьях преимущественно несколько раз в месяц; инициаторами обсуждений выступают как взрослые, так и дети; в качестве трудностей у родителей выступают: дефицит времени, недостаток педагогического инструментария, неумение объяснить младшему школьнику сущность данных концептов в связи с его возрастными особенностями. Сформулированы рекомендации для родителей по совершенствованию работы с экзистенциальными концептами в процессе семейного воспитания: содействовать детям в понимании сущности экзистенциальных концептов целесообразно уже с младшего школьного возраста; знакомство детей с экзистенциальными концептами необходимо осуществлять через совместную оценку и интерпретацию их жизненных событий с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей; в процессе работы с экзистенциальными концептами нужно использовать психолого-педагогический инструментарий, в основе которого лежит личностная рефлексия младшего школьника (метод моральных дилемм, социальные пробы, диалог, ведение личных дневников и их аналогов, диагностическая карта, портфолио проектирования личностного саморазвития, метафорические ассоциативные карты). Полученные в ходе исследования результаты могут послужить основой для разработки методического обеспечения обучения и воспитания младших школьников в части формирования их экзистенциальных концептов. Ключевые слова: экзистенциальные концепты, смысл, свобода, страх, любовь, смерть, семейное воспитание, младший школьник | 119 | |||||
1212 | Рассматривается роль эмоционального состояния матери в развитии эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста. Внедрение федерального государственного стандарта начального общего образования определяет высокое значение нравственного воспитания, развития этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Согласно положениям Л.С. Выготского о синергии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности, нельзя рассматривать процессы познания в отрыве от эмоций, что, безусловно, отражается в повышении эффективности функционирования и успешной социализации ребенка. Цель исследования заключается в изучении особенностей развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста в сопряженности с эмоциональным фоном матерей по отношению к своим детям через оценку их чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. В заключении делается вывод о значимости позитивных детско-родительских отношений в развитии самосознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и социальных навыков, а также в обеспечении эмоционального благополучия младших школьников. Семья служит важнейшей основой для формирования эмоциональной грамотности. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, детско-родительские отношения, эмоциональное состояние матерей, младшие школьники | 115 | |||||
1213 | Рассматривается вопрос проявления метакогнитивных искажений в образовательном опыте аспирантов. В качестве основного искажения рассматривается эффект Даннинга – Крюгера, возникающий в том случае, когда отдельные индивиды недооценивают или переоценивают собственные способности. Проведено эмпирическое исследование, демонстрирующее влияние эффекта Даннинга – Крюгера на аспирантов очной формы обучения Московского психолого-социального университета. В результате исследования выявлено, что метакогнитивные искажения могут оказывать влияние на процесс обучения и профессиональное становление и развитие, от преодоления кризисных ситуаций может зависеть дальнейшее решение о защите диссертации. Аспиранты первого года обучения преувеличивают свою компетентность, некорректно оценивают знания и способности. Аспиранты второго года обучения сталкиваются с кризисом мотивации, возрастает процент академических отпусков и отчислений. Аспиранты третьего курса постепенно нормализуют эмоционально-психологическое состояние и успешно защищают диссертации либо остаются на прежнем уровне и защищаются после значительного перерыва. Исследование может быть полезным для методистов, представителей профессорско-преподавательского состава, администрации вузов, так как помогает учесть отдельные особенности аспирантов как молодых специалистов, спроектировать программы обучения таким образом, чтобы учесть их потребности и интересы. Ключевые слова: метакогнитивные искажения, эффект Даннинга – Крюгера, образовательный опыт обучающихся, самооценка компетенций, феномен самозванца, профессиональная идентичность | 114 | |||||
1214 | Представлены результаты анализа соотношения ценностных ориентаций и жизненных ориентиров учащихся старших классов. Выборку составили 270 учащихся 10–11-х классов 15–17 лет (134 юноши и 136 девушек). Применялись следующие методики: анкета с социально-демографическими данными респондентов и вопросами о степени важности разных сфер жизнедеятельности; методика «Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций»; уточненная и доработанная анкета жизненных ориентиров. Представлены данные о состоянии ценностных ориентаций учащихся старших классов, доработана анкета жизненных ориентиров для респондентов 15–17 лет и выявлены основные направления их жизненных ориентиров. Показано, что ценностные ориентации старшеклассников 15–17 лет не зрелы и слабо дифференцированы по содержательным характеристикам и половозрастному признаку. В этом заключается не только их слабость, но и ресурсы развития. Направленность ценностных ориентаций может формироваться вместе с жизненными ориентирами и на их основе, так как жизненные ориентиры являются более динамичным формированием и во многом опираются на непосредственные задачи возрастного развития, ясные и понятные старшеклассникам. Показано, что старший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностно-смысловой сферы личности, в особенности для развития жизненных ориентиров. Ключевые слова: старшеклассники, ценности, смысложизненные ориентации, жизненные ориентации, жизненные ориентиры | 114 | |||||
1215 | Представлен анализ отечественных научных исследований о классном руководстве в школе. В связи с трансформацией образовательной системы в России перед классными руководителями ставятся новые задачи, функции и требования, которые определяются запросами общества и государства. В отечественной науке накоплен большой объем исследований по проблеме классного руководства. Возникает необходимость систематизировать имеющийся опыт. На основе проведенного анализа выявлены три большие группы исследований, отражающие историю формирования института классного руководства, основные тенденции в воспитательной деятельности и подготовку к деятельности классного руководителя студентов педагогических вузов. Ключевые слова: классный руководитель, классное руководство, исследования о классном руководстве, воспитательная деятельность, воспитание | 113 | |||||
1216 | Основной целью статьи является экспликация социально-философских оснований спецкурса «Антиутопии как художественные проекции рисков цифрового общества» для магистрантов классических университетов. Кроме этого, обоснована своевременность создания и внедрения спецкурса в программы магистратуры и специализированного высшего образования классических университетов в контекстах трансформации системы высшего образования РФ и рискогенного характера современного цифрового общества. Приведены задачи и тематический план спецкурса. Описан опыт его апробации в Национальном исследовательском Томском государственном университете в рамках программы магистратуры «Цифровой бренд-менеджмент» по направлению подготовки 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью». Ключевые слова: высшее образование, классический университет, магистрант, риски цифрового общества, социальное прогнозирование, художественная антиутопия, социально-философские основания | 112 | |||||
1217 | Впервые подвергается анализу интегральная индивидуальность как научная теория, которую создал В.С. Мерлин. Он показал, что существует множество разнородных по происхождению индивидуальных свойств. Они варьируют в широком диапазоне от биохимических до социально-психологических. Их изучение носит разрозненный характер, а общность остается, как правило, вне поля исследовательского внимания. В.С. Мерлин принял факты о множестве и разнообразии индивидуальных свойств. При этом была предпринята успешная попытка преодолеть их разобщенность, обратившись к понятию интеграции. Во-первых, в добавление к представлениям об индивидуальных свойствах вводилось объединяющее их понятие индивидуальности. Во-вторых, состав индивидуальных свойств дополнялся исследованиями их взаимосвязей. В-третьих, развивался взгляд на индивидуальность как структуру. С этих позиций главной была гипотеза о том, что, несмотря на разнородность, индивидуальные свойства могут сосуществовать и функционировать совместно. Научная задача заключалась в том, чтобы проверить эту гипотезу, исследуя интеграцию индивидуальности. Теория В.С. Мерлина позволяла решать эту задачу, опираясь на понятия уровней, полиморфизма, опосредования, типов детерминации. В результате было установлено, что свойства индивидуальности распределяются по уровням. Связь свойств на отдельных уровнях управляется каузальным типом детерминации. Между разноуровневыми индивидуальными свойствами возникают полиморфные связи, которые управляются телеологическим типом детерминации. Полиморфные связи могут изменяться под влиянием опосредующих звеньев. Так появилась теория интегральной индивидуальности. Она стала основой нового научного направления, которое в известной степени расширило область исследований личности в общей психологии и индивидуальных различий в дифференциальной психофизиологии. Намечена перспектива дальнейшего развития теории интегральной индивидуальности, возможности ее применения в области практики и прикладных исследований. В заключение подводятся итоги работы. Ключевые слова: интегральная индивидуальность, научная теория, связь, уровни, полиморфизм, опосредование, каузальный и телеологический типы детерминации | 112 | |||||
1218 | Актуальность исследования состоит в выявлении специфики приходского попечения (социально-педагогической деятельности в православном приходе) как области педагогической поддержки; уточняется понятие педагогической поддержки в контексте рассматриваемого вопроса. Новизна заключается в описании педагогической тактики попечения как варианта педагогической поддержки, возникающей в обстоятельствах взаимодействия детей и педагогов прихода. Центром развития общения внутри прихода является встреча двух акторов: человека и другого человека (социальный аспект), человека и сокровенного его я (психологический аспект), человека и Бога (богословский аспект). Попечение как тактика педагогической поддержки базируется на практике, центральной категории и основе приходского взаимодействия детей и педагога. Категория практики в попечении проявляется тогда, когда педагог стремится прожить и пережить вместе с ребенком события, равнозначимые для них. Тактика попечения как максимально естественная для православной традиции культурная практика может лежать в основе выстраиваемой стратегии приходского попечения о детях, которая характеризуется типичными признаками, определенными в исследовании. В зависимости от тенденций функционирования приходского попечения о детях педагогами могут выбираться и другие педагогические тактики, отличные от тактик педагогической поддержки детей. Кроме того, в статье обозначаются проблемы, мешающие распространению и применению тактик педагогической поддержки в православных приходах. Ключевые слова: приходское попечение, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, тактика попечения, религиозное воспитание, религиозная социализация, православный приход | 109 | |||||
1219 | Отмечая сложность и многогранность дирижерского искусства, автор подчеркивает необходимость глубокого осмысления исторического и теоретического контекста музыкального исполнительства для успешного обучения профессиональной деятельности дирижера, ставя цель освоения обучающимися методов передачи смысловых нюансов литературного текста в дирижерском жесте и предложить поэтапную технологию эффективной работы с текстом при подготовке дирижером хорового исполнения. Для реализации поставленной цели использованы методики преподавания дирижирования, сравнительный анализ подходов к обучению дирижированию вокально-хоровой музыки и интерпретированию литературного текста в дирижерском жесте, что представляет собой сложную и недостаточно изученную проблему. Поэтапная технология решения творческой задачи интерпретации смыслового содержания текста вокально-хорового произведения в жесте дирижера продемонстрирована в освоении иностранными студентами дирижирования хоровых произведений российских авторов, что определяет новизну исследования. Результаты исследования демонстрируют необходимость специальной подготовки для работы с литературным текстом в вокально-хоровой музыке, что расширяет существующие представления о методике преподавания дирижирования. Они могут быть использованы для разработки новых методических рекомендаций по обучению дирижеров с акцентом на работу с литературным текстом и передачу его смысловых нюансов через жест. Ключевые слова: профессия дирижера, хоровое дирижирование, язык дирижерского жеста, интерпретация содержания литературного текста в дирижировании | 101 | |||||
1220 | Представлен обзор научных работ в области оптимизации психологического благополучия детей, пострадавших во время боевых действий за последние 20 лет. Установлено, что дети, являющиеся свидетелями боевых действий, подвержены риску посттравматического стресса. В зарубежных изданиях нередки публикации о необходимости профилактики и коррекции посттравматического стресса у детей, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов. Зарубежные исследователи приходят к однозначному выводу о влиянии стиля семейного воспитания на уязвимость детей на стрессовые воздействия впоследствии военных действий. Также важным фактором формирования уязвимости к негативному воздействию на психику ребенка является уровень его жизнестойкости и психологического благополучия. На основании настоящего обзора можно сделать вывод о том, что устойчивая связь с родителями и другими референтными лицами является важным предиктором посттравматического роста и психологического благополучия детей. Наряду с традиционным рассмотрением проблемы посттравматического стресса авторы изучают также и новый подход к трактовке этого понятия, получившего определение комплексного посттравматического стрессового расстройства, включающего не только всем известные симптомы: интрузию, руминацию, эскапизм, неспособность контроля возбуждения, – но и недостаток способности поддерживать социальные отношения с окружающими, регулировать свои эмоции и ощущение своей уязвимости. Настоящий обзор позволит в дальнейшем выявить мишени воздействия для организации психолого-педагогической реабилитации детей, пострадавших от военных действий. Понимание механизмов формирования рискового поведения и защитных факторов, которые приводят к нарушению психологического здоровья или дезадаптации, повышает возможность эффективной психологической помощи детям. Ключевые слова: психологическое благополучие детей, посттравматический стресс, профилактика посттравматического стресса, предикторы совладания со стрессом, посттравматический рост | 34 | |||||
1221 | В статье рассматривается проблема насущной необходимости изменения лингводидактической парадигмы обучения РКИ в вузах Министерства обороны РФ, обосновываются методологические и методические принципы, лежащие в основе разработки курса, который предполагает изучение языка через его интеграцию в профессиональную сферу. В современных условиях методика преподавания РКИ должна быть гибкой, адаптивной, учитывать этнокультурные особенности и профессиональные потребности учащихся. Обучение инофонов военной лексике должно представлять целостную и поэтапную систему задач разной степени сложности, направленную на формирование языковой и профессиональных компетенций. Для решения этой задачи авторы предлагают создать интерактивный иллюстрированный словарь военной лексики и систему заданий, направленную на закрепление этого материала. Словарная статья создавалась как креолизованный текст: дефиниция каждого понятия была дополнена актуальным изображением. Такой словарь военной лексики соответствует концепции современного учебника как поликодового текста, способствующего углублению языковых и профессиональных знаний иностранных курсантов, подготавливающего их к переходу от репродуктивной функции речи к творческому, свободному владению профессиональной лексикой. Ключевые слова: педагогическое проектирование, русский язык как иностранный, система обучения военной лексике, военный подъязык, креолизованный текст | 30 | |||||
1222 | Рассматривается проблема формирования картографических навыков у обучающихся общеобразовательных учреждений в процессе преподавания географии. Изучены требования, предъявляемые к содержанию картографической грамотности школьников как одному из предметных результатов обучения. Проанализировано содержание школьных учебников географии на наличие в них заданий по работе с географической картой. Описана игра как вид деятельности человека и дидактическая игра как учебная деятельность школьников. Дано определение картографической игре с ее особенностями в учебном процессе. Приведены примеры разработанных авторами картографических игр по каждому курсу школьной географии, охарактеризованы способы формирования картографических навыков обучающихся при выполнении игровых заданий. Цель статьи состоит в описании заданий картографических игр, применяемых для развития умений школьников работать с географическими картами, систематизировать полученную информацию, закреплять полученные знания. Результаты контрольных работ, проведенных после применения картографических игр на уроках географии, показали, что данный вид деятельности повышает мотивацию к обучению, способствует формированию картографической грамотности, повышает качество усвоения школьниками нового материала и улучшает обучение школьников. Ключевые слова: картография, картографические игры, картографические компетенции, приемы формирования картографических навыков, качество обучения, уроки географии | 27 | |||||
1223 | В статье описывается феномен синдрома самозванца, характеризующийся сомнениями в собственных профессиональных способностях, страхом разоблачения и ощущением несоответствия занимаемой роли, несмотря на объективные достижения. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью феномена в разрезе профессиональных характеристик различных групп. Цель работы – выявление взаимосвязей синдрома самозванца с профессиональными характеристиками, такими как самоэффективность, профессиональная мотивация, перфекционизм и черты личности из модели «Большая пятерка», определение специфики для групп представителей технических и гуманитарных профессий. В исследовании приняли участие 75 человек, представляющих технические и гуманитарные профессии. Применялся комплекс методик для оценки выраженности феномена самозванца, профессиональной мотивации, перфекционизма, самоэффективности и личностных черт. Анализ показал, что у представителей гуманитарных профессий феномен самозванца связан с высоким уровнем доброжелательности и открытости опыту, а также выраженностью патологического перфекционизма и зависимостью от внешней мотивации. У технических специалистов феномен самозванца ассоциируется с низким уровнем самоэффективности, внутренней мотивации и открытости новому опыту. Ключевые слова: синдром самозванца, профессиональная мотивация, перфекционизм, самоэффективность, черты личности | 26 | |||||
1224 | В статье в качестве методического подспорья преподавателю русского языка как иностранного, работающему в аудитории китаеязычных обучающихся, представлен сравнительно-сопоставительный анализ ключевых характеристик русской и китайской систем глаголов движения. Описаны смысловые признаки, лежащие в основе картин движения в обоих языках, а также иерархия этих признаков, т. е. очередность того, какой признак выступает первым номером при выборе глагола движения, какой – вторым и т. д. Так как в значениях китайских базовых глаголов движения отсутствуют обязательные для русского языка смысловые характеристики, а именно способ передвижения (самостоятельно/на транспорте) и его кратность/некратность, рекомендуется акцентировать внимание китайских студентов на необходимости сознательного выражения этих признаков при речестроении на русском языке. Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, китаеязычные обучающиеся, глаголы движения | 25 | |||||
1225 | В статье приводится обзор различных психологических подходов к научной трактовке и пониманию феномена эмоционального интеллекта. Обсуждаются структурные составляющие четырехфакторной модели эмоционального интеллекта. Обозначены научные исследования, в которых демонстрируется взаимосвязь эмоциональных навыков со способностью индивида оперировать речевыми конструкциями для выражения возникающих у него идей и мыслей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изучению проявлений эмоционального интеллекта у лиц с литературно-художественной одаренностью. Обнаружено, что литературно одаренные личности в целом характеризуются средним и выше среднего уровнем эмоционально-интеллектуальных проявлений. Качественно-количественный анализ диагностических данных отражает наличие взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта со словесным (вербальным) интеллектом у литературно одаренных личностей. Ключевые слова: психология литературного творчества, эмоциональный интеллект, способности, литературная одаренность, литературные способности, одаренность, личность писателя, литературно-художественная деятельность | 25 | |||||
1226 | Актуальность исследования формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений посредством художественной литературы обусловлена рядом важных социально-педагогических факторов и современных вызовов. В условиях глобализации и информационного общества особенно остро встает вопрос сохранения национальной идентичности и патриотического самосознания молодого поколения. Современные студенты среднего профессионального образования (СПО) находятся в том возрастном периоде, когда активно формируется мировоззрение, происходит становление гражданской позиции и ценностных ориентиров. Именно в этот период крайне важно создать прочный фундамент патриотического воспитания. Художественная литература представляет собой уникальный инструмент патриотического воспитания, поскольку через художественные образы, эмоциональное воздействие и глубокое осмысление исторических событий формируется не просто знание о родине, а истинная любовь к ней. В современном образовательном процессе наблюдается недостаточное использование потенциала художественной литературы в патриотическом воспитании, что делает данное исследование особенно значимым. В статье представлено комплексное исследование теоретических основ формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений посредством художественной литературы. На основе анализа психологических особенностей студентов СПО, специфики их возрастного и социально-психологического развития разработана и теоретически обоснована педагогическая модель развития патриотических чувств с учетом профессиональной направленности обучения. Предложены конкретные методологические подходы и практические рекомендации по интеграции художественной литературы в воспитательный процесс СПО. Представлены результаты диагностики уровня сформированности патриотических чувств у студентов СПО, обоснованы критерии эффективности воспитательной работы в данном направлении. Ключевые слова: патриотическое воспитание, художественная литература, среднее профессиональное образование, гражданская идентичность, воспитательный процесс, патриотические чувства, студенты среднего профессионального образования, методы воспитания, педагогические технологии, литературное образование | 24 | |||||
1227 | Трансформация традиционной образовательной парадигмы, преобладавшей до конца XX в., была вызвана глобальными системными изменениями во всех сферах жизни человека. Внедрение методологии компетентностного подхода утвердило новые результаты образования в виде востребованных личностных характеристик – компетенций. Повышение нестабильности и сложности информационного общества привело к формированию VUCA-мира, который значительно повлиял на структуру портфеля компетенций современного специалиста. Целью работы является определение актуальности развития презентационной компетентности субъекта в условиях VUCA-мира. В ходе исследования использованы теоретические методы: анализ научной литературы, концептуальный анализ основных используемых понятий. В статье выявлено, что успешному выполнению учебной и профессиональной деятельности специалиста в условиях VUCA-мира способствуют ключевые компетенции, среди которых обнаруживается презентационная компетентность, повышающая результативность субъекта при проведении коммуникации в различных контекстах. Ключевые слова: презентационная компетентность, VUCA-мир, компетентностный подход, ключевые компетенции, мягкие навыки, коммуникация | 24 | |||||
1228 | Для повышения качества профессиональной подготовки оздоровительной направленности обучающихся факультетов (институтов) физической культуры разработана и внедрена в процесс обучения тема «Методика применения методов развития видов силовых способностей мужчин пожилого возраста». Разработанная методика развития силовых способностей включает следующие элементы: комплекс методов силовой подготовки – концентрический, эксцентрический и изометрический методы, последовательность и сочетание их выполнения; виды силовых способностей – динамическая сила, силовая выносливость, статическая силовая выносливость; целевые мышечные группы – брюшного пресса, таза, тазового дна, спины и конечностей. Методика является составной частью структуры физкультурно-оздоровительных занятий мужчин пожилого возраста, построенной на силовых упражнениях с собственным весом и оптимальных параметрах нагрузки. Эффективность разработанной методики применения методов силовых способностей доказана в ходе пятилетнего педагогического эксперимента, участниками которого были мужчины в возрастном диапазоне от 60–64 до 65–69 лет. Ключевые слова: методика, учебная тема, студенты, физкультурно-оздоровительные занятия, методы развития силовых способностей, мужчины пожилого возраста | 24 | |||||
1229 | Статья посвящена изучению дидактической ценности биографических текстов, в частности биографии писателя, в процессе обучения русскому языку как иностранному. Актуальность вопроса обусловлена взглядом на биографию как на учебный текст, имеющий определенную структуру, богатый страноведческим и языковым материалом, необходимым для формирования коммуникативной компетенции инофонов. В ходе анализа современных научных работ были выявлены актуальные формы и методы изучения текстов-биографий на уроках с иностранными обучающимися, на основе чего сформулированы правила составления подобных текстов для дальнейшего использования их в учебном процессе. Согласно изложенным правилам был составлен оригинальный текст – биография писателя XIX в. В.А. Соллогуба и комплекс заданий на развитие страноведческой и культурологической компетенций, совершенствование речевой деятельности. Ключевые слова: русский язык как иностранный, текст-биография, биография писателя, В.А. Соллогуб | 24 | |||||
1230 | Интенсивное влияние информационных технологий на учебную деятельность на всех уровнях образования определяет необходимость изучения ценностно-смысловых детерминант отношения к цифровым технологиям у преподавателей высшей школы. В ходе эмпирического исследования, проведенного на выборке преподавателей высшей школы образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга (73 человека, из них 56 женщин и 17 мужчин), проверялась гипотеза о влиянии ценностей и смысловой установки открытости опыту на отношение преподавателей к цифровым технологиям. В качестве психодиагностических инструментов были применены сокращенный вариант опросника ценностных ориентаций Ш. Шварца, шкала «Интеллект» из опросника Л. Голдберга «Маркеры факторов „Большой пятерки“», а также авторская анкета отношения к применению цифровых технологий преподавателями высшей школы. На основе кластерного анализа были выделены группы преподавателей с положительным и настороженным отношением к цифровым технологиям. Установлено, что для преподавателей с позитивным отношением к цифровым технологиям достоверно более значима ценность достижения (р ≤ 0,05), более выражена установка на открытость новому опыту (р ≤ 0,001). В результате факторизации данных, полученных по авторской анкете, были выявлены основные параметры отношения преподавателей к цифровым технологиям: «Готовность к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности» и «Активность в применении цифровых технологий». С помощью регрессионного анализа было установлено, что детерминантами готовности к применению цифровых технологий у преподавателей выступают ценности достижения, стимуляции, открытость опыту и возраст преподавателей. Предикторами активности в применении цифровых технологий в профессиональной деятельности являются ценность самостоятельности, ценность традиций, а также открытость опыту. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, открытость опыту, цифровые технологии, преподаватель высшей школы | 24 | |||||
1231 | Актуальность работы связана с поиском психологических факторов, обуславливающих переживание психологического кризиса личностью. Цель эмпирического исследования – выявление отличительных особенностей взаимосвязи психологического кризиса, временной перспективы личности и аттитюдов ко времени у молодых людей мужского и женского пола. Выборку составили юноши и девушки в возрасте от 18 до 26 лет, относящиеся, согласно Э. Эриксону, к периоду ранней взрослости. Использовались методика С.В. Духновского «Переживание психологического кризиса», «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, «Шкала аттитюдов ко времени» Ж. Нюттена. В результате исследования в обеих группах выявлена положительная корреляция деструктивных переживаний психологического кризиса с неприятием собственного прошлого и фаталистическим восприятием настоящего. Различия выявлены во взаимосвязи переживаний психологического кризиса в отношении к настоящему и будущему. У лиц женского пола психологическая устойчивость положительно коррелирует с гедонистическим настоящим, у мужчин она коррелирует с положительным отношением и восприятием прошлого, с неудовлетворенностью настоящим и ориентацией на будущее. Результаты исследования могут служить основанием для разработки стратегии работы психолога с молодыми людьми, находящимися в состоянии психологического кризиса. Важным является преодоление негативных когнитивных установок по отношению к прошлому, психологическая поддержка самореализации в настоящем. Ключевые слова: психологический кризис, переживание психологического кризиса, временная перспектива, аттитюды ко времени, ранняя зрелость | 24 | |||||
1232 | Одной из принципиальных методических проблем при разработке основных образовательных программ высшего образования, не получивших пока должного решения, является формирование профессиональных компетенций. Ситуация осложняется тем, что действующие федеральные государственные образовательные стандарты не содержат перечня профессиональных компетенций, которые образовательная организация обязана прописать самостоятельно. Многообразие подходов, используемых в настоящее время разными вузами для решения этой задачи, привело к необоснованным различиям в структуре и содержании подготовки специалистов одинакового профиля, невозможности централизованной и объективной оценки качества такой подготовки, что в конечном счете вызвало нарушение целостности образовательного пространства. В настоящей статье предлагается и демонстрируется на примере бакалавриата по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» системный подход, позволяющий при проектировании программы наравне с государственными требованиями учесть интересы как университетов, так и работодателей. В основе подхода лежит анализ и использование соответствующих профессиональных стандартов. В работе также даны рекомендации для случая, когда профессиональные стандарты, соответствующие направленности программы, отсутствуют. Особое внимание в работе уделено вопросу, тесно связанному с основной темой статьи, а именно: грамотной формулировке результатов обучения на основе таксономии Блума – Андерсона. Предложенный подход был разработан в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете в 2020 г., апробирован и успешно использовался в течение последних пяти лет при проектировании образовательных программ всех уровней высшего образования. Статья может представлять интерес для руководителей образовательных программ, заведующих кафедрами, сотрудников учебных управлений университетов, отвечающих за разработку образовательных программ высшего образования. Ключевые слова: образовательная программа, профессиональные компетенции, индикаторы, профессиональные стандарты, трудовые функции | 23 | |||||
1233 | В настоящей статье представлены результаты исследования особенностей межличностных отношений и параметров социально-психологической адаптации при переживании стрессов высокой интенсивности и длительного воздействия на примере населения посткризисного региона. Цель исследования заключалась в изучении социально-демографической специфики проявления интенсивных стрессовых переживаний, особенностей межличностного общения и процессов социально-психологической адаптации у лиц, находившихся в условиях длительной чрезвычайной ситуации. Основные результаты исследования указывают на то, что интенсивные стрессовые переживания сопровождаются снижением адаптивных возможностей личности и формированием дезадаптивных установок в отношении себя и социального окружения. Более того, выраженность признаков травматического стресса также может сопровождаться ухудшением межличностных отношений в связи с частым использованием травмированными лицами агрессивного, подозрительного, подчиняемого и зависимого стилей общения при взаимодействии с социальным окружением. Результаты исследования указывают на то, что гражданское население по сравнению с сотрудниками правоохранительных органов более подвержено развитию признаков посттравматического стресса, возможно корреспондирующих с клиническим уровнем посттравматического стрессового расстройства. В контексте травматических переживаний женщины по сравнению с мужчинами продемонстрировали более высокий уровень эмоционального дискомфорта и склонность к зависимости от внешнего контроля. Ключевые слова: посттравматический стресс, социально-психологическая адаптация, межличностные отношения, стресс высокой интенсивности, дезадаптивное поведение | 23 | |||||
1234 | Актуальность темы обусловлена общественными процессами, проявляющимися в виде требований родительского сообщества к возврату системы образования времен СССР. Современные общественные движения, такие как «Всероссийское родительское сопротивление», «Образовательные партизаны», «За возрождение образования», становятся реальными участниками образовательного процесса, распространяют идеи обучения по «сталинским» учебникам, издают учебную и методическую литературу советского периода. В связи с этим возникла необходимость провести анализ содержания обозначенных учебников с точки зрения возможности их использования в условиях домашнего обучения. В статье сопоставляются буквари и азбуки советского периода (с 1947 г.) таких авторов, как Н.А. Костин, С.П. Редозубов, А.И. Воскресенская и др. и «Азбука» В.Г. Горецкого из УМК «Школа России» (2017–2024 гг.). За основу сопоставления взяты лингвистические, методические особенности учебников и их художественное оформление. Автор рассматривает принципы, цели создания букварей, структуру учебников, способы подачи материала, а также умения, формируемые рассматриваемыми букварями. Обращается внимание на такие методы и приемы, как звуковой аналитико-синтетический метод, «чтение – письмо», на принципы «от простого к сложному» и «не более одной трудности на уроке» в учебниках советской поры. В статье анализируются как достоинства, так и недостатки рассматриваемых учебников, начиная от наличия/отсутствия фонетического анализа и заканчивая неудачными формулировками теории лингвистики. Опора на научные достижения в области фонетики и фонологии, на исследования в области психологии ребенка обусловливает преемственность букварей и азбук разных эпох в методическом и содержательном плане. Ключевые слова: советские буквари, азбуки, обучение грамоте, методы и приемы обучения грамоте, принципы создания букварей, оформление букварей | 22 | |||||
1235 | В статье рассматриваются некоторые национальные традиции и ценности современной тувинской семьи, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Актуальность темы исследования обусловлена проблемой недостаточного внимания к использованию традиций тувинской семьи как источника воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в современной педагогической практике. Целью настоящей работы избрано рассмотрение традиций тувинской семьи как источника воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в современной школе. Традиционная тувинская семья при воспитании детей всегда опиралась на национальные традиции, такие как уважение старших, соблюдение этикета общения в семье, гостеприимства, бережного отношения к природе и др. Ведущие методы исследования: обобщение и систематизация, опытно-экспериментальная работа, анкетирование младших школьников. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение уровня знаний младших школьников о национальных традициях тувинской семьи, обоснована программа, направленная на духовно-нравственное воспитание младших школьников. Полученные исследовательские результаты позволяют утверждать, что современная тувинская семья испытывает влияние модернизационных процессов, вследствие чего происходит изменение этнокультурных традиций. В заключении утверждается вывод о необходимости активного сотрудничества школьных педагогов с родителями и старшими членами семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений. При этом обращение к традициям семейного воспитания рассматривается как один из эффективных путей современного духовно-нравственного воспитания во взаимодействии с родителями. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, традиции тувинской семьи, младший школьник, национальные ценности, тувинская семья, национальные традиции тувинцев | 18 |