Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 07.07.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

Роль психологического благополучия и социальной поддержки в совладании с негативными стрессами у старших школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2024. Вып. 4 (56). С. 124-132

Проведен анализ исследования психологического благополучия обучающихся и воспринимаемой ими социальной поддержки как ресурсов совладающего поведения в ситуациях стресса. Выборку составили 107 учащихся старших классов школы в возрасте 16–17 лет (52 юноши и 55 девушек). Методики: Шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), «Юношеская копинг-шкала» (ACS); Шкалы психологического благополучия К. Рифф; Опросник воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. Сделан анализ описательных статистик в группах, разделенных по признаку пола, корреляционный и регрессионный анализ. Показаны общие факторы воспринимаемого стресса, совладающего поведения, психологического благополучия и социальной поддержки, а также гендерные особенности и различия. Юноши чаще демонстрируют автономность, компетентность и более высокий уровень самопринятия. При этом все старшеклассники отмечают наличие социальной поддержки. Девушки более напряженно переживают стрессы, и им приходится прилагать больше усилий для совладания с ними по сравнению с их сверстниками юношами. Девушки чаще прибегают к эмоционально напряженным стратегиям совладания, тогда как юноши чаще используют проблемно-ориентированные и внешние социальные ресурсы. Представлена позитивная роль психологического благополучия и социальной поддержки для возможности продуктивного совладания со стрессами, а также обнаружены мишени психологического воздействия и коррекции при выборе старшеклассниками непродуктивных стратегий копинга. Инструментальная поддержка, проявляющаяся в советах, действенной или материальной помощи, как предоставление готового решения, не требующего усилий самого учащегося, может приводить к укреплению использования непродуктивных способов совладания.

Ключевые слова: старшие школьники, воспринимаемый стресс, совладающее поведение, психологическое благополучие, социальная поддержка

822
2

Жизненные ориентиры как ресурс формирования системы ценностных ориентаций современных старшеклассников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 153-164

Представлены результаты анализа соотношения ценностных ориентаций и жизненных ориентиров учащихся старших классов. Выборку составили 270 учащихся 10–11-х классов 15–17 лет (134 юноши и 136 девушек). Применялись следующие методики: анкета с социально-демографическими данными респондентов и вопросами о степени важности разных сфер жизнедеятельности; методика «Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций»; уточненная и доработанная анкета жизненных ориентиров. Представлены данные о состоянии ценностных ориентаций учащихся старших классов, доработана анкета жизненных ориентиров для респондентов 15–17 лет и выявлены основные направления их жизненных ориентиров. Показано, что ценностные ориентации старшеклассников 15–17 лет не зрелы и слабо дифференцированы по содержательным характеристикам и половозрастному признаку. В этом заключается не только их слабость, но и ресурсы развития. Направленность ценностных ориентаций может формироваться вместе с жизненными ориентирами и на их основе, так как жизненные ориентиры являются более динамичным формированием и во многом опираются на непосредственные задачи возрастного развития, ясные и понятные старшеклассникам. Показано, что старший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностно-смысловой сферы личности, в особенности для развития жизненных ориентиров.

Ключевые слова: старшеклассники, ценности, смысложизненные ориентации, жизненные ориентации, жизненные ориентиры

40

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ