Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 06.07.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

Анализ метамоделей вербального представления одежды женщинами // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2024. Вып. 5 (57). С. 101-113

Цель исследования – выявление и анализ существенных категорий вербального представления одежды респондентами-женщинами. Актуальность исследования связана с изучением идентичности человека через оформление внешности в соответствии с его представлениями об идеальном я. Современные исследования взаимосвязи одежды и идентичности больше сосредоточены на социальных и культурных стереотипах, а не на психологических аспектах выбора одежды. Материал статьи восполняет дефицит в исследованиях этого направления психологии. Исследование проводилось методом психологического анкетирования. Выборку составили 36 женщин в возрасте 24–55 лет. Автор рассматривает элементы вербального представления одежды как отражение процесса самоидентификации у женщин. Проведенный анализ способствует более глубокому пониманию взаимосвязи между речью, одеждой и идентичностью. Для профессионального практикующего психолога умение анализировать и интерпретировать визуальные аспекты клиентской внешности – навык, способствующий проведению эффективной диагностики личностных психологических проблем клиента. В основном фокусе статьи – анализ метамоделей речи, используемых при описании одежды. Исследование показывает, что, помимо прямых словесных сообщений, респонденты неосознанно выражают свои эмоции и отношения через речевые конструкции. Для анализа авторы опираются на работы из области символического интеракционизма, а также на психоаналитические и нейролингвистические подходы. Выделены три группы значений одежды: утилитарное, социальное и личностное. Дополнительно описаны и проанализированы три метамодели: отрицание, использование экспрессивной лексики и метафорические выражения. Для иллюстрации представлены примеры клиентских кейсов. Одежда обладает универсальными коммуникативными значениями. При анализе описания внешности следует обращать внимание не только на содержание речи, но и на структуру высказываний, так как она несет дополнительные смысловые нюансы и предоставляет психологу возможность выявления бессознательных мотивов человека с целью сделать их видимыми для него. Это расширяет возможности терапевтического диалога. Результаты исследования полезны для психологов-консультантов, немедицинских психотерапевтов и арт-терапевтов, которые могут использовать проективное описание одежды для диагностики и определения поведенческих паттернов клиентов с последующей коррекцией. Также результаты могут быть важны для исследователей в области одежды и идентичности, а также для имиджмейкеров, дизайнеров и стилистов.

Ключевые слова: одежда, идентичность, метамодели, речь, внешность, личностный смысл, психотерапия

718

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ