Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 10.05.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 96-101

Развитие ценностно-смысловой сферы студентов вуза в ходе образовательного процесса способствует более успешной подготовке их к профессиональной деятельности, достижению зрелости. Актуальность этого вопроса вызвана изменениями в обществе, качественной перестройкой системы образования страны. Большой потенциал развития ценностно-смысловой сферы личности заложен в самом образовательном процессе. Необходимо учитывать организационные и содержательные факторы психолого-педагогического сопровождения личностного становления студентов вуза. Эффективным средством развития ценностей и смыслов обучающихся является логоанализ.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, профессиональное становление, самопроектирование личности, логоанализ, компетентностный подход

1508
2

МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА БАКАЛАВРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ МЕХАНИЗМОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 133-142

На современном этапе модернизации высшего российского образования и обновления образовательного пространства на первый план выступают вопросы подготовки специалистов в педагогических вузах. Показаны подходы, предлагаемые научно-педагогическим сообществом ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» для проектирования структуры модульных основных образовательных программ (ООП) подготовки бакалавра педагогического образования. Также раскрыты концептуальные основы проектируемых организационно-деятельностных механизмов модульных ОПП на основе ФГОС ВО 3++. Представлены опыт и результаты исследовательской и научно-методической работы вуза по проектированию организационнодеятельностных механизмов модульных ООП бакалаврской подготовки педагогов на основе Федерального стандарта высшего образования 3++, сопряженных с профессиональными стандартами. Обоснована организационно-деятельностная специфика модульных характеристик ООП: способы организации образовательного взаимодействия участников образовательных отношений, особенности оценочно-диагностических процедур, связанных с мониторингом достижений образовательных достижений обучающихся в деятельностном формате. Приведены дидактические примеры, связанные с реализацией отдельных фрагментов (модулей) ООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (уровень бакалавриата). Предлагается авторское видение реализации программы учебной практики, состоящей из пяти взаимосвязанных тематических разделов. В качестве примера, иллюстрирующего специфику организационно-деятельностных характеристик ОПП, приведено описание учебно-исследовательского модуля. Также представлены принципы и процедура государственной итоговой аттестации. Материалы статьи могут быть использованы руководителями основных образовательных программ и административно-управленческими командами педагогических вузов России в условиях перевода обучающихся на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения – ФГОС ВО 3++, сопряженные с профессиональными стандартами.

Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, модульная основная образовательная программа, системно-деятельностный подход, профессиональная компетенция, трудовая функция, вид деятельности педагога, активные образовательные технологии, д

1287
3

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 248-257

Анализируется принцип организации инклюзивного образования, который состоит в том, чтобы разнообразие потребностей учащихся с ограниченными возможностями физического и психического здоровья соответствовало образовательной среде. Дано обоснование принципа необходимости особой подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики и психологической готовности профессионально и компетентно решать проблемы детей с различными образовательными потребностями, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. При реализации идей профессиональной и личностной идентичности педагога представлены следующие критерии: поскольку в феноменологической традиции личность предстает как уникальная, неповторимая, экзистенциальная сущность, а идентичность выражает самореферентность человека в логике целостной детерминации личности, исследование представлено в позиции персонологического подхода.

Ключевые слова: личностная идентичность, инклюзия, дополнительное образование, готовность педагога, особые образовательные потребности

1355
4

СУПЕРВИЗИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 173-181

Представлено методологическое обоснование и опыт реализации программы развития личностной идентичности педагогов на разных этапах профессионального становления. В рамках реализации программы содержание процесса развития личностной идентичности педагогов на каждом из этапов профессионального становления выстраивалось на новом для данных групп педагогов способе взаимодействия – супервизии. В процессе сопровождения важно мотивировать педагогов на самопознание путем самоидентификации, побуждая выявить личностные особенности и потребности, возникающие в контексте профессиональной деятельности; дать им возможность осознать себя личностью, понять свое место и роль в этом мире в целом и в профессии в частности; предоставить выбор, который бы помог им стать активным субъектом, творцом своей собственной судьбы, своей жизни, своего пути в профессиональной деятельности. При этом в рамках супервизии личностное развитие и профессиональный рост рассматриваются как восходящие векторы самоизменения личности педагога на основе осознания своих потребностей и желаний, наиболее полного раскрытия способностей и потенциальных возможностей в профессиональной деятельности, сопровождающиеся количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями.

Ключевые слова: личностная идентичность педагога, этапы профессионального становления, супервизия, психологическое сопровождение, методическое сопровождение

1140
5

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 142-149

Представлены особенности организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении с использованием цифровых образовательных ресурсов, развития профессионального самоопределения обучающихся с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей в условиях современной образовательной среды. Знание основ психологического и психофизиологического развития обучающихся позволяет выстраивать профориентационную деятельность с учетом возрастных особенностей контингента школьников как на уровне начального и среднего, так и на уровне старшего звена школы. Современное образовательное пространство отличает наличие большого количества информации, передача которой обеспечивается использованием современных гаджетов и информационно-коммуникационных технологий. Грамотное, целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий обеспечивает расширение возможностей для предоставления обучающимся адресной помощи при определении профессиональных интересов и личностных особенностей, углубленном изучении необходимых для выбранной специальности предметов, проведении профессиональных проб, повышении мотивации к выбранной профессии и трудовой деятельности в целом. Использование цифровых образовательных ресурсов в профориентационной деятельности позволяет вывести эту работу на принципиально новый уровень, учитывающий как тенденции развития современного образования, так и индивидуальные особенности и интересы обучающихся в рамках развития их профессионального самоопределения и личностного потенциала. Использование индивидуальных цифровых профилей в профориентационной деятельности со школьниками обеспечивает высокую эффективность профессионального самоопределения старшеклассников при условии личностно-смысловой вовлеченности каждого учителя, психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех этапах профориентационной деятельности, ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, цифровые образовательные ресурсы, современная образовательная среда, личностный потенциал, информационно-коммуникационные технологии

1502
6

СТРАТЕГИИ КОМПЕНСАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ДЕФИЦИТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 23-30

Представлены данные, актуальные для обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доказана актуальность изучения лексики в условиях инклюзивного образования на примере детей с нарушениями зрения и детей с расстройствами аутистического спектра. Проанализирована специфика формирования словарного запаса при дефицитарном и искаженном варианте дизонтогенеза. Обозначены трудности восприятия и воспроизведения лексики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основе приведенных данных выработана стратегия компенсации дефицитов лексики на основе межведомственного подхода. Межведомственный подход предполагает взаимодействие на трех уровнях (уровень региона, муниципалитета и конкретной организации), что делает возможным социальное партнерство и обеспечивает необходимые общие условия для устойчивого функционирования процесса компенсации лексического дефицита как социальной системы. Социальное взаимодействие представлено на примере волонтерской деятельности студентов педагогического вуза на базе школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и театрализованных экскурсий, организованных для детей с ограниченными возможностями здоровья и молодежи Управлением культуры администрации г. Томска, Музеем истории города Томска, Туристско-информационным центром города Томска. Волонтерская деятельность студентов проявляется в различных направлениях: летний пришкольный лагерь, творческие мастерские и мастер-классы, дни толерантности и новогодние елки. Такая практика очень полезна студентам, так как современные реалии предполагают умение работать в системе инклюзивного образования. В свою очередь, творческие мероприятия позволяют заинтересовать детей и получить новые социальные навыки, обогатить словарный запас и компенсировать лексические затруднения.

Ключевые слова: лексический дефицит, инклюзивное образование, интерактивная экскурсия, волонтерская деятельность, дети с ограниченными возможностями здоровья, лексика, межведомственное взаимодействие, социализация

1110

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ